Культурные ценности детской литературы
01.06.2016
28 мая 2016 года в Национальной академической библиотеке в городе Астана и во дворе жилого комплекса "Авиценна" при поддержке акимата района "Есиль" проведен праздник, посвященный Международному дню защиты детей, на тему "Путешествие в мир сказок".
Депутаты городского маслихата Каракат Абден и Мирас Шекенов подарили детям сказки казахстанского автора Нурсулу Шаймерденовой, раскраски, карандаши и детские сувениры, а дети принимали самое активное участие, отгадывая загадки, связанные с героями сказок народов мира, рифмуя предложенные строки, танцевали, смотрели мультфильм «Мақтаншақ қыз», снятый киностудией «Казахфильм», рисовали на асфальте и мн.-мн. другое.
Организаторы же, в том числе и преподаватели вузов Астаны, преобразившись в героев сказов, получили огромное душевное удовольствие от их радости и света в глазах, тепла и улыбок, замечательных рисунков.
Дети узнали героев сказок – Қызғалдақ и Түнжан, прекрасную Махаббат, Красную шапочку, Глоссика, Бибигуль, а также собирательный образ Королевы книг, несущей знания и просвещение.
Итак, в чем состоят культурные ценности детской литературы, а именно – какова роль чтения сказки в жизни ребенка?
Важнейшим средством формирования ценностной системы подрастающего поколения всегда являлась литература для чтения. Детская литература тесно связана с развитием науки, истории, культуры. Тематика познавательных книг для детей зависит от того, какая отрасль науки занимает в данную эпоху господствующее положение, специалистов каких областей знаний ждет общество. Так, в каждую историческую эпоху по-своему проявляются связи детской литературы с фольклором, литературой, наукой, просвещением и другими областями культуры.
В последние годы в Казахстане наблюдается настойчивый подход к популяризации национальной музыки, литературы, созданию возможности для расширения сферы функционирования казахского языка, применяя для его развития и модернизации самые разные приемы. Самое актуальное здесь – обратить внимание на детскую литературу, которая начинается с колыбельных песен и сказок.
Современный мир, наполненный компьютерными играми, ни в коем случае не может восполнить преимущества чтения сказок, фантазии и осмысления, порождаемых этими сказками.
Детская литература на современном этапе переживает определенный кризис, связанный с тем, что родителям или взрослым некогда читать детям книги. Кроме того, и обсуждение той или иной прочитанной книги с детьми не ведется. Некоторые граждане считают, что прививать интерес к чтению у детей в наше время не актуально, поскольку существуют электронные книги, интернет, адаптированные (сокращенные пересказы) варианты книг. Многие родители считают, что книги, которые читали они сами в детстве, вряд ли будут интересны их детям, походы в библиотеку вовсе забыты, а казахстанских авторов мало знают и читают.
Потребность у ребенка в чтении есть, однако у современных родителей «катастрофически» не хватает времени совместно с ними читать и вообще вести любую творческую, интеллектуальную деятельность.
Проблемы, возникающие перед современными родителями и учителями, связаны с вопросом «Как поддержать в ребенке духовный потенциал и воспитать из него Человека, а не робота без сердца и способности к состраданию?». Ведь не секрет, что современная жизнь все более отдаляет людей друг от друга, а между родителями и детьми дома, учителями и учащимися в школе редко удается сказать теплое слово или «бросить» ласковый отеческий взгляд.
Проведенный опрос информантов свидетельствует о снижении потребности в чтении среди молодежи. Активное вытеснение традиционной книги и ее замена интернет–ресурсами, гаджетами несет в себе опасность «социального аутизма», хотя, естественно, что без интернет–ресурсов невозможен дальнейший прогресс человечества. Тем не менее, важно найти золотую середину и развивать интерес к чтению традиционным способом у детей младшего и среднего возраста. Такими методами могут быть разные способы активизации познавательной деятельности, где большая роль принадлежит родителям, воспитателям, учителям. Таким образом, крайне важно совместное прочтение, сотворчество ученика и учителя, ребенка и родителя, развитие традиций семейного чтения, предполагающее прочтение книг вслух при участии детей, родителей, взрослых. Такое чтение тогда непременно окажет свое благотворное влияние и заложит «созидающие зерна» в сознание личности.
Известный психолингвист К.Ф. Седов отмечает о том, что каждый, кто изучал детскую речь, неоднократно сталкивался с тем, что конкретные дети в своем развитии могут отклоняться от общей схемы, демонстрировать отличительные особенности своего развития. В этом смысле большая ответственность лежит не только на учителях школ и преподавателях вузов, но и на средствах массовой информации (журналистах, издателях, блогерах и т.д.), поскольку от их положительных представлений об окружающем мире и публикуемых материалах (о важности получения классического образования, мудрости национального воспитания) зависит насколько духовно богатое и морально устойчивое поколение растет в нашем обществе и вырастит в будущем.
Таким образом, успешная социализация ребенка, становление его как личности состоит из стадии накопления, хранения и структурирования той информации, которую он получает в детстве. В основном это происходит в результате регулярного совместного чтения сказок и диалогического взаимодействия со взрослым. Сильные детские эмоции навсегда запечатлеваются в памяти человека, а также играют важную роль в формировании личности. Приведем воспоминания современного ученого-физика Митио Каку, у которого события детства повлияли на его дальнейшую судьбу и выбор профессии:
«Когда я был маленьким, два события помогли сформировать меня таким, какой я сегодня, и заронили в душу две страсти, определившие всю мою жизнь.
Первое событие произошло, когда мне было восемь лет. Я очень хорошо помню, как гудела учительская, обсуждая последнюю новость: умер великий ученый. В тот вечер газеты напечатали фотографию его кабинета с незаконченной рукописью на столе. Заголовок гласил, что величайший ученый нашей эпохи не смог завершить свой величайший шедевр. Я снова и снова задавал себе вопрос: что может быть настолько сложным, чтобы такой великий ученый не смог закончить свой труд? Что вообще может быть настолько сложным и настолько важным? Постепенно этот вопрос стал для меня более интересным, чем любой детектив, более захватывающим, чем любые приключения. Я должен был узнать, что содержится в той неоконченной рукописи.
Позже я выяснил, что ученого звали Альберт Эйнштейн, а неоконченная рукопись должна была стать его величайшим достижением. Это была попытка создать «теорию всего», вывести общее уравнение, состоящее, может быть, всего из нескольких букв, которое приоткрыло бы для человечества тайны Вселенной и позволило бы его автору «понять замысел Бога».
В заключении отметим, что в настоящее время уже нет семьи, которая, так или иначе, не использовала бы технические средства в семейно-бытовой сфере. Находясь в любой точке, ребенок и взрослый легко осуществляет поиск информации, причем это происходит автоматически, не вызывая никаких затруднений через компьютеры, мобильные телефоны, которые также легко подключаются к интернету. В этом отношении учителю либо взрослому становится менее комфортно, чем ребенку, который сегодня и подготовку к занятиям и все вопросы от прогноза погоды до развлекательных игр осуществляет через поисковую систему интернет. Слова современного психолога в данном контексте оказываются пока всего лишь «мечтами об идеальных родителях», который сказал: «мне бы хотелось, чтобы в нашем обществе существовали профессиональные родители, которые могли бы понимать и претворять на практике искусство взращивания детей
Отрадно, что теперь наши дети узнают героев сказки Н.Шаймерденовой «Принцесса цветов» («Гүлдер ханшайымы») Қызғалдақ и Түнжан, потому что тюльпаны в мире распространились из степей Казахстана (а не из Голландии!), что Махаббат – это прекрасная девушка, превратившаяся в чрезвычайно красивую и необычайную птицу – фламинго, и которая теперь обитает в озере в Коргалжынском заповеднике, а Глоссик – это любознательный сказочный герой, предки которого жили в старинных книгах и обозначали непонятные слова и их толкования.
Культурные ценности сказок неоценимы – они учат наших детей доброте, любви к слову, к просвещению, искусству выживания и успешной коммуникации в сложном и серьезном мире взрослых.
Давайте будем внимательны к своим детям, и не только в преддверии их праздника!