Развитие дуального обучения и трудоустройство выпускников колледжей
20.04.2021
В городском маслихате на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom под председательством Алтынашаш Табулдиной прошло заседание постоянной комиссии по вопросам социально-культурного развития.
Докладчиком по основному вопросу о развитии и реализации дуального обучения и трудоустройстве выпускников организаций ТиПО выступил и.о. руководителя ГУ «Управление образования» Сейсенбай Шакарим.
Шакарим С. информировал участников заседания, что в дуальное обучение в столице вовлечено 26 колледжей по 34 специальностям и 60 квалификациям с привлечением 189 предприятий города и охватом 3575 студентов.
В перечень специальностей, по которым введено дуальное обучение, входят строительные и железнодорожные специальности, сервис и обслуживание, коммунальное хозяйство и электроснабжение, образование, медицина и фармацевтика и т.д.
Руководитель управления образования отметил, что работодатели принимают непосредственное участие в разработке учебных планов, вносят свои предложения и дополнения. Соотношение часов по дуальной форме составляет 60% (80%) практического обучения и теоретического 40% (20%).
Также он сказал, что колледжами города в 2020 году выпущено 6603 человек, трудоустроены и заняты – 6081 человек (92%).
Содокладчиками выступили Зулфухар Гаипов, депутат маслихата шестого созыва, директор ГКП на ПХВ «Высший колледж транспорта и коммуникаций» и Касымхан Сенгазыев, директор ГКП на ПХВ «Высший колледж «Astana Polytechnic».
Гаипов З. в начале своего выступления представил статистику по трудоустройству выпускников в филиалах КТЖ.
Заключены 3575 трехсторонних договоров по дуальному обучению с присвоением индивидуального идентификационного номера и внесением в Реестр Палаты предпринимателей г.Нур-Султан. Он отметил, что студенты после прохождения производственной практики в организациях, зачастую там же остаются работать.
В ходе выступления он остановился на сильных и слабых сторонах дуального обучения. Директор колледжа считает, что сильной стороной дуального обучения является предоставление возможности студентам для ранней адаптации к трудовой деятельности, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, повышается профессиональный уровень студентов.
Слабыми сторонами являются сложности предприятий с прогнозированием потребности в кадрах, низкая заинтересованность предприятий, отсутствие стимулов для бизнеса и финансовые затраты.
Поводя итоги выступления Гаипов З. подчеркнул, что нужна всемерная поддержка программы дульного образования в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнёрами.
Касымхан Сенгазыев директор ГКП на ПХВ «Высший колледж «Astana Polytechnic» говорил о перспективах масштабирования дуального обучения в колледжах. Дуальное обучение играет существенную роль в снижении расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, студенты проходят качественную практику, а также предприятие получает именно те кадры, которые ему необходимы. В колледже «Astana Polytechnic» 14 групп обучаются по дуальной системе.
Социальными партнёрами колледжа являются 22 компании, работающие в разных областях производства.
Сенгазыев К. внёс на рассмотрение депутатов ряд предложений, направленных на повышение уровня дуального обучения в колледжах: увеличить объем подушевого финансирования по дуальному обучению;
обеспечить обучение причастных работников (наставников) предприятий методикам дуального обучения и основам наставничества;
создать центр развития ТиПО или Центр повышения квалификации педагогических работников;
закрепить базовые предприятия за учебными заведениями;
на предприятиях определить специальных сотрудников для работы с молодёжью и учебными заведениями.;
внедрить систему персонального распределения и трудоустройства выпускников с помощью работодателей.
По вопросу трудоустройства молодёжи, в том числе, выпускников организаций ТиПО выступила руководитель городского Управления занятости и социальной защиты Сауле Нургожина.
В центр занятости столицы в поисках работы обратились 1877 человек, мерами социальной зашиты охвачено 1530 человек. На постоянную работу определено 540 человек.
На 2021 год запланировано охватить молодёжной практикой 900 человек, по факту на 20 апреля текущего года молодёжную практику проходят 223 человека.
В настоящее время реализуется проект «Первое рабочее место», продолжительность трудовой деятельности 2 года.
Руководитель управления занятости и социальной защиты отметила, что в соответствии с рекомендациями депутатов тремя управлениями: образования, здравоохранения и молодежной политики проведён анализ трудоустройства детей-сирот выпускников колледжей. Был отработан список 2772 детей-сирот и детей ОБПР.
Сверку по детям от 0 до18 лет проводило управление образования (851 чел.), от 19 до 29 лет управление молодежной политики (1325 чел.), Центром поддержки института семьи «Жануя» от 30 и выше (596 чел.). По результатам анкетирования были выявлены наиболее важные проблемы данной категории выпускников.
Депутаты не в полной мере были удовлетворены информацией, представленной докладчиками по вопросу развития и реализации дуального обучения и трудоустройстве выпускников колледжей.
Депутат Нурдаулет Оразханов выразил недовольство по вопросу нехватки наставников для выпускников, работающих в организациях, с которыми заключён договор.
Депутат Айтжан Абдыров поинтересовался, какие требования предъявляются к предприятиям, организациям, с которыми заключается договор, кто осуществляет контроль за качественной организацией производственной практики, можно ли утверждать, что уровень подготовки студентов, обучающихся по дуальной системе, выше подготовки тех, кто занимается по классической программе.
Сегодня следует признать тот факт, что предприятия не заинтересованы в развитии дуального обучения, что и отметили в своём выступлении руководители организаций ТиПО.
Также прозвучала критика касательно деятельности Центра модернизации, который в настоящее время сам нуждается в модернизации, так как в полной мере не выполняет функции по обеспечению развития дуального обучения.
Были высказаны сомнения по поводу высоких показателей статистики трудоустройства выпускников, так как есть предположение, что методика учёта не совершенна.
Депутат Талгат Нарикбаев по поводу приведённой статистики сказал, что есть результаты исследования, которые показывают, трудоустраиваемость выпускников не выше 40%, при этом довольно высокий процент правонарушений, совершаемых данной категорией.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов касательно информации о трудоустройстве выпускников также высказал замечания. Он отметил, что на развитие дуального обучения выделяются значительное финансирование из местного бюджета, однако нет полного анализа, работают ли по специальности выпускники. В своё время многим учащимся были выделены гранты, сейчас они не получают гранты, что создаёт трудности для их семей, большинство из них выходцы из малообеспеченных семей.
Много вопросов по оплате труда наставников. Следует помнить, что выпускники проходят практику в устоявшихся благополучных организациях, которые могут сами позаботиться о сотрудниках, выступающих в роли наставников.
Не изучается спрос крупных нацкомпаний, АО на требуемые специальности. Так, например, сейчас обнаружилось, что процесс газификации затруднён в связи с отсутствием нужных специалистов, в текущей эксплуатационной деятельности в городе не хватает квалифицированных крановщиков, сантехников, каменщиков, водителей общественного транспорта и других специалистов, отметил в завершении секретарь городского маслихата.
По результатам заседания с учетом замечаний и предложений депутатов будет вынесено постановление комиссии маслихата.