Объединение в пользу ЖКХ
29.11.2019
В столице предлагают создать единый орган-регулятор для совместного решения проблемных вопросов в сфере ЖКХ. Для этого авторы идеи предлагают интегрировать между собой такие организации как ТОО «Өркен қала», ТОО «I QALA»,ТОО « Астана БЕО», ассоциации КСК и так далее. Презентация проекта прошла на заседании постоянной комиссии городского маслихата по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства.
По словам директора ТОО «Astana Group Companies» Александра Разумовского, регулятор мог бы влиять на исполнение законов в жилищно-коммунальной сфере. - Собственники квартир жалуются на КСК, а те, в свою очередь, на жильцов - по поводу отсутствия сборов, низких тарифов и т.д. При этом одна жалоба может миновать до 9 инстанций, начиная с партии «Nur Otan» и заканчивая городскими управлениями. Все обращения по ЖКХ практически идентичны, - говорит он. - Сегодня ни «КазЦентр ЖКХ», ни Управление контроля качества городской среды не имеет достаточных полномочий влиять на существующую ситуацию в жилищно-коммунальном секторе. Есть Ассоциация КСК, но она не обладает полным пакетом инструментов, влияющих на качество обслуживания в сфере ЖКХ. Мы предлагаем, что в новом коллегиальном органе объединились все госорганы, независимые объединения, городские службы, связанные с жилищно-коммунальной сферой. Их представители могли бы сформировать рабочую группу для выработки единых решений. В случае одобрения проекта и его запуска жалобы жителей могут уменьшиться почти наполовину, а качество обслуживания, сервиса и управления домом повысится, считают разработчики идеи. И отмечают, что эффект наступит в течение трех месяцев. - Это значит, что КСК из разряда общественных объединений переходят в категорию работодателей. Предполагается, что они будут сами заключать договоры с управляющими, сервисными компаниями. Нам остается разработать единые правила. Предлагаем заключить коллективный смешанный договор, с указанием обязанностей собственника жилья, за что он должен отвечать и сервисных компаний. Все это должно утверждаться на общем собрании жильцов и решение может стать документом, имеющим законную силу, - сказал Александр Разумовский.
Сегодня жильцы многоэтажек в основном жалуются на непрозрачность расходования средств на содержание дома, говорит депутат маслихата Рамзия Умербаева. - Можно придумать очень много механизмов, но если нет прозрачности, ничего не поможет. Что можно предложить для решения этой ситуации? - говорит она. - Есть много интернет-площадок - е-КСК, «Smart Astana», топ-КСК, но почему-то не все работают так, как хотелось бы. Мы считаем, что нужно в личные кабинеты электронных систем внести информацию о техническом состоянии каждого дома и предусмотреть, чтобы единые обращения жильцов там же видели все инстанции, - ответил докладчик.
Депутаты маслихата поинтересовались, за счет каких средств будет осуществляться проект в случае одобрения и не повлечет ли это повышение тарифов. - Предусматривает ли работа органа оплату членских взносов? За счет чего будет существовать организация и не ляжет ли это дополнительным грузом на плечи жильцов? - спросила депутат Гульнар Данбаева.
- Вы знаете, что городской акселератор успешно работает без вложения финансов. Мы предлагаем объединение органов и служб по такому же принципу, - ответил докладчик.
Для председателей КСК нужны квалификационные требования, считает депутат маслихата Мажит Шайдаров. - К выбору руководителей КСК стоит относиться внимательно. Это должен быть обученный человек, который уже в процессе работы должен проходить курсы повышения квалификации. Руководить большой организацией – ответственный труд, - сказал он. Работа регулятора предусматривает подготовку и сертификацию руководителей КСК, заметил Александр Разумовский. - У нас 163 министерств, комитетов и подкомитетов, в той или иной мере связанных с ЖКХ, и около 200 нормативных документов, в том числе Генплан. Как председателю КСК все объять? Поэтому и нужен этот орган, - говорит он.
На заседании также выступил руководитель столичного Управления контроля качества городской среды Төлеген Құлұшев. По его информации, сегодня жилищный фонд столицы насчитывает 2609 многоквартирных домов, которые обслуживают 488 организаций. Однако из всего состава жилфонда в 134 домах нет КСК. - Это приводит к ухудшению технического состояния домов. Необходимо отметить, что с начала года на основании поступивших обращений проведены проверки 244 обслуживающих организаций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение жалоб на 30 процентов. В настоящее время организованы 422 проверки, сделано 419 предписаний по выявленным нарушениям. Появляются положительные сдвиги, о чем свидетельствует проведенная работа КСК: по ремонту подъездов в 31 доме, ремонту кровли в 49 и частичному ремонту фасадов в 24 домах. По его словам, из 2609 многоэтажек столицы 87 признаны аварийно-ветхими. Для определения их состояния сейчас идет техническое обследование. - Если в 2018 году техническое обследование организовали в 29 многоквартирных жилых домах (МЖД), энергетический аудит - в 27, то в этом также за счет бюджета проведено техническое обследование в 98 домах, и энергоаудит в 19. До конца года дополнительно планируется проведение технического обследования в 36 домах, энергоаудита в 39. Как показал анализ, капитальный ремонт нужен в 271 МЖК, - отметил руководитель Управления контроля качества городской среды.