Положение об Общественном совете
Утвержден
протоколом заседания
Общественного совета
города Астаны
от 02 апреля 2025 года
Положение об Общественном совете города Астаны
- Общие положения
- Настоящее положение об Общественном совете города Астаны (далее – Положение), разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» (далее – Закон), Типовым положением об Общественном совете, утвержденным приказом Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 69.
- Общественный совет города Астаны (далее – Общественный совет) является консультативно-совещательным, наблюдательным органом.
- Общественный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.
- Целью деятельности Общественного совета является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам.
- Задачами Общественного совета являются:
- представление интересов гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений на местном уровне;
- развитие взаимодействия органов местного государственного управления и самоуправления с гражданским обществом;
- организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности органов местного государственного управления и самоуправления;
- Общественный совет осуществляет свою деятельность на основе принципов:
- независимости;
- деятельности его членов на общественных началах;
- автономности;
- самостоятельности;
- публичности.
- Организация деятельности Общественного совета
Отбор членов рабочей группы по формированию Общественного совета от гражданского общества
- Состав рабочей группы по формированию Общественного совета (далее – рабочая группа) формируется из числа представителей государственных органов и на конкурсной основе из числа представителей некоммерческих организаций, граждан.
- Количественный состав рабочей группы определяется председателем маслихата города Астаны (далее – Маслихат) до проведения конкурса по отбору членов рабочей группы.
Представительство от государственного органа в составе рабочей группы не превышает одну треть от общего числа членов рабочей группы. Персональный состав данного представительства определяется председателем Маслихата самостоятельно.
Представительство от гражданского общества в составе рабочей группы составляет не менее двух третей от общего числа членов рабочей группы и формируется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном Положением.
- Маслихат публикует в средствах массовой информации и (или) размещает на своем интернет-ресурсе объявление о проведении конкурса по отбору членов рабочей группы с указанием количественного состава рабочей группы из числа представителей государственных органов и некоммерческих организаций, граждан, сроков подачи документов, а также почтовый и электронные адреса, на которые направляются документы.
- Срок проведения конкурса составляет десять рабочих дней после даты опубликования объявления о конкурсе.
- Граждане, представители некоммерческих организаций, желающие принять участие в конкурсе в течение пяти календарных дней со дня размещения объявления о проведении конкурса по отбору членов рабочей группы, подают нарочно или направляют на электронный адрес Маслихата, указанный в объявлении, следующие документы:
- заявление гражданина о выдвижении кандидатуры в состав рабочей группы по форме, согласно приложению 1 к Положению;
- письменное предложение некоммерческой организации о выдвижении кандидатуры (при наличии) в члены рабочей группы;
- сведения о профессиональной и (или) общественной деятельности кандидата;
- справка о наличии либо отсутствии судимости;
- справка о наличии либо отсутствии психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
- После окончания срока приема документов в течение одного рабочего дня Маслихатом формируется список кандидатов в рабочую группу.
- В течение трех рабочих дней после окончания формирования списка кандидатов проводится заседание рабочей группы с участием кандидатов в рабочую группу. Член рабочей группы по формированию Общественного совета не допускается к конкурсу для избрания в члены Общественного совета.
- К участию в заседаниях рабочей группы допускаются наблюдатели без права голоса, являющиеся представителями неправительственных организаций, средств массовой информации, государственных органов, международных организаций.
Маслихат одновременно с объявлением о проведении конкурса по отбору членов рабочей группы публикует в средствах массовой информации и (или) размещает на своем интернет-ресурсе объявление о проведении отбора по формированию списка наблюдателей с указанием сроков подачи документов, а также почтовых и электронных адресов, на которые направляются документы.
Для присутствия на заседании рабочей группы в качестве наблюдателя лицо, изъявившее желание быть наблюдателем, предоставляет в Маслихат либо отправляет на электронную почту, указанную в объявлении, заявление для участия в качестве наблюдателя на конкурс по отбору членов рабочей группы по формированию Общественного совета, по форме согласно приложению 2 к Положению, с приложением следующих документов:
- письменное предложение неправительственной организации, средства массовой информации, государственного органа, международной организации о выдвижении кандидатуры в качестве наблюдателя на конкурс по отбору членов рабочей группы по формированию Общественного совета;
- копию документа, удостоверяющего личность.
- О времени и месте проведения заседания рабочей группы кандидаты в члены рабочей группы, наблюдатели оповещаются Маслихатом не менее чем за три рабочих дня до проведения заседания.
- Маслихат обеспечивает решение организационных вопросов подготовки и проведения заседания рабочей группы.
- Первое заседание рабочей группы проводит председатель Маслихата.
Последующие заседания рабочей группы проводятся руководителем рабочей группы.
- Отбор членов в состав рабочей группы - представителей гражданского общества, осуществляется путем открытого голосования, в котором принимают участие кандидаты в члены рабочей группы из числа представителей некоммерческих организаций и граждан. Кандидат от некоммерческой организации, гражданин не принимает участие в голосовании за свою кандидатуру.
Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, считаются избранными в состав рабочей группы. По кандидатам, набравшим одинаковое количество голосов, председатель Маслихата оставляет за собой право решающего голоса.
- Состав рабочей группы утверждается председателем Маслихата.
- Функции и порядок проведения заседаний рабочей группы по формированию Общественного совета от гражданского общества
- На первом заседании рабочей группы:
- избирается руководитель рабочей группы;
- определяется количественный состав членов Общественного совета.
- Руководитель рабочей группы избирается из числа представителей гражданского общества большинством голосов членов рабочей группы, принявших участие в голосовании.
- Рабочая группа осуществляет следующее:
- информирует население о конкурсе об избрании членов Общественного совета;
- определяет количественный состав членов Общественного совета;
- проводит процедуру избрания членов Общественного совета;
- формирует резервный список кандидатов в Общественный совет;
- разрабатывает проект положения об Общественном совете.
- Заседание рабочей группы считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего состава членов рабочей группы, с учетом руководителя рабочей группы.
- Решение рабочей группы публикуется на официальном интернет-ресурсе Маслихата в течение трех рабочих дней после окончания заседания.
- На заседании рабочей группы ведется протокол членом рабочей группы, определяемый руководителем рабочей группы, который подписывается руководителем рабочей группы.
- Полномочия рабочей группы и ее руководителя прекращаются после утверждения Общественным советом положения об Общественном совете и выполнения других функций рабочей группы, предусмотренных Положением.
- Срок полномочий и порядок формирования состава Общественного совета
- Срок полномочий Общественного совета составляет три года.
- Общественный совет формируется рабочей группой из числа представителей государственных органов и на конкурсной основе – представителей некоммерческих организаций, граждан.
- Кандидатуры в члены Общественного совета выдвигаются некоммерческими организациями, гражданами, в том числе путем самовыдвижения.
- Процедура формирования нового состава общественных советов начинается за два месяца до истечения срока полномочий действующего состава Общественного совета в соответствии с порядком, установленным статьями 8 и 9 Закона.
- Рабочая группа публикует объявление о конкурсе по избранию членов Общественного совета в средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ресурсе Маслихата.
- В объявлении указывается:
- наименование местного представительного органа;
- почтовый и электронный адреса, на которые направляются документы, сроки подачи, перечень документов для участия в конкурсе и требования к кандидатам в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона;
- количественный состав Общественного совета из числа представителей государственных органов и некоммерческих организаций, граждан.
- Граждане, представители некоммерческих организаций, желающие принять участие в конкурсе, в течение десяти рабочих дней после даты опубликования объявления о проведении конкурса, подают нарочно или направляют на электронный адрес Маслихата предложения по кандидатурам в члены Общественного совета с приложением необходимых документов, указанных в объявлении.
- Рабочая группа, в течение пяти рабочих дней после даты завершения приема документов, на заседании обсуждает поступившие документы от кандидатов в члены Общественного совета, проводит собеседование с каждым кандидатом и проводит открытое голосование по каждому кандидату.
- После завершения собеседования рабочая группа проводит открытое голосование по каждому кандидату.
- Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, считаются избранными в состав Общественного совета. По кандидатам, набравшим одинаковое количество голосов, руководитель рабочей группы оставляет за собой право решающего голоса.
- Действующие члены Общественного совета подают свои заявления для участия в конкурсе на общих основаниях, предусмотренных статьей 10 Закона.
- Представительство от государственного органа в Общественный совет утверждается председателем Маслихата без проведения конкурса.
- Сформированный состав Общественного совета утверждается председателем Маслихата и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе Маслихата в течение трех рабочих дней после утверждения состава Общественного совета.
- Прекращение полномочий членов Общественного совета осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона.
- При прекращении полномочий члена Общественного совета, представляющего государственный орган, решение о включении нового члена Общественного совета вместо прекратившего полномочия члена принимает председатель Маслихата.
- При прекращении полномочий члена Общественного совета, представляющего гражданское общество, решение о включении нового члена Общественного совета вместо прекратившего полномочия члена принимается Общественным советом путем отбора следующего кандидата из резервного списка кандидатов в Общественный совет либо проведения дополнительного конкурса в порядке, определенном Положением.
- Новые члены Общественного совета избираются (назначаются) на оставшийся срок полномочий, прекративших полномочия членов Общественного совета.
- Порядок формирования резервного списка кандидатов в Общественный совет и отбора кандидатов в Общественный совет из резервного списка
- В целях последующего замещения выбывших членов Общественного совета, решением рабочей группы формируется резервный список кандидатов в Общественный совет из числа представителей гражданского общества. Принимавших участие в процедуре собеседования, но не вошедших в состав Общественного совета по итогам открытого голосования.
- Зачисление в резервный список из числа кандидатов в члены Общественного совета осуществляется рабочей группой в порядке очередности в зависимости от даты подачи документов для участия в конкурсном отборе.
- После прекращения полномочий рабочей группы, дальнейший отбор кандидатов из резервного списка ведется Общественным советом самостоятельно.
Каждый кандидат, состоящий в резервном списке выходит из него по собственному желанию на основании письменного заявления.
В случаях отказа кандидата из резервного списка от занятия членства в Общественном совете и отсутствия других кандидатов в резервном списке кандидатов в Общественный совет, а также в случаях отсутствия резервного списка, Общественный совет принимает решение о проведении дополнительного конкурса в состав Общественного совета.
При прекращении полномочий члена Общественного совета, избранного из представительства гражданского общества, отбор нового члена осуществляется из резервного списка.
Зачисленные Общественным советом из резервного списка новые члены в состав Общественного совета утверждаются председателем Маслихата и подлежат публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе Маслихата.
В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, отбор нового члена осуществляется Общественным советом путем проведения дополнительного конкурса.
- Порядок проведения дополнительного конкурса
- Общественный совет для проведения дополнительного конкурса публикует объявление о конкурсе по избранию членов Общественного совета в средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ресурсе Маслихата.
- В объявлении указывается:
- наименование местного представительного органа;
- почтовый и электронный адреса, на которые направляются документы, сроки подачи, перечень документов для участия в конкурсе и требования к кандидатам в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона;
- количественный состав Общественного совета из числа представителей государственных органов и некоммерческих организаций, граждан.
- Граждане, представители некоммерческих организаций, желающие принять участие в конкурсе в течение десяти рабочих дней после даты опубликования объявления о проведении конкурса подают предложения с приложением необходимых документов на почтовый или электронный адрес, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона.
- Общественный совет в течении пяти рабочих дней после даты завершения приема документов, на заседании проводит обсуждение поступивших документов по кандидатам в члены Общественного совета и открытое голосование по каждому кандидату. Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, считаются избранными в состав Общественного совета. По кандидатам, набравшим одинаковое количество голосов, председатель Общественного совета оставляет за собой право решающего голоса.
- Организация рабочих органов Общественного совета
- Общественный совет создает постоянные и (или) временные рабочие органы: комитеты, экспертные группы.
- Общественным советом создаются постоянные рабочие органы - комитеты. Численный состав комитетов определяется Общественным советом самостоятельно, при этом составляет не менее трех человек.
- Комитеты создаются решением Общественного совета для изучения общественно-значимых вопросов соответствующей отрасли или соответствующей административно-территориальной единицы, отнесенным к компетенции Общественного совета.
- Состав комитетов формируется из числа членов Общественного совета, представителей некоммерческих организаций, научных, профсоюзных и других организаций, средств массовой информации, экспертов, определяется самим Общественным советом и утверждается на его заседании.
- Деятельность комитетов прекращаются по решению Общественного совета.
- Общественными советами создаются временные рабочие органы – экспертные группы, которые создаются решением Общественного совета для изучения конкретных вопросов соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы, отнесенным к компетенции Общественного совета.
- Состав экспертных групп формируется из числа членов Общественного совета, представителей государственных органов, некоммерческих организаций, научных, профсоюзных и заинтересованных организаций, средств массовой информации, экспертов.
- Экспертные группы Общественного совета:
1) осуществляют предварительное ознакомление с материалами по изучаемым вопросам и по итогам рассмотрения подготовку вопросов к рассмотрению на заседании комиссии Общественного совета в соответствии с его направлением; и представляют их для рассмотрения в комиссиях Общественных советов в соответствии с его направлением;
2) готовят проекты экспертных заключений по изучаемым вопросам и представляют их для рассмотрения в комиссиях общественных советов в соответствии с его направлением.
- По итогам изучения материалов по конкретному вопросу экспертная группа составляет заключение и направляет для рассмотрения в соответствующую комиссию Общественного совета в соответствии с его направлением.
Итоговые материалы экспертной группы по изучаемым вопросам рассматриваются Общественным советом по представлению соответствующей комиссии Общественного совета.
- На первом заседании сформированного состава Общественного совета открытым голосованием простым большинством голосов избирается председатель Общественного совета, состав президиума, составы комиссии Общественного совета.
Председатель и состав президиума избираются из числа членов Общественного совета от гражданского общества.
Количество членов президиума определяется Общественным советом самостоятельно.
На время своего отсутствия председатель Общественного совета делегирует исполнение своих обязанностей одному из членов президиума Общественного совета.
В случае прекращения полномочий председателя Общественного совета до избрания нового председателя его полномочия передаются одному из членов президиума по решению Общественного совета.
- Организационная структура Общественного совета и полномочия его президиума
- На первом заседании сформированного состава Общественного совета открытым голосованием простым большинством голосов избирается председатель Общественного совета, состав президиума, составы комиссий Общественного совета.
Председатель и состав президиума избираются из числа членов Общественного совета от гражданского общества.
Количество членов президиума определяется Общественным советом самостоятельно.
На время своего отсутствия председатель Общественного совета делегирует исполнение своих обязанностей одному из членов президиума Общественного совета.
В случае прекращения полномочий председателя Общественного совета до избрания нового председателя его полномочия передаются одному из членов президиума по решению Общественного совета.
- Общественный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на текущий год.
Планы работ составляются на основе предложений членов Общественного совета и утверждаются на заседании Общественного совета в соответствии с Положением об Общественном совете.
- Для реализации полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 5-1 Закона, общественные советы проводят заседания.
Заседания Общественного совета проводятся по мере необходимости по решению Общественного совета, но не реже одного раза в квартал.
- На заседания Общественного совета приглашаются представители заинтересованных государственных органов, органов местного государственного управления, субъектов квазигосударственного сектора, средств массовой информации, научных, профсоюзных и других организаций, а также эксперты и иные специалисты.
- По результатам рассмотрения вопросов Общественный совет принимает рекомендации, которые являются обязательными для рассмотрения государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора и принятия решений в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 5, пунктом 2 статьи 5-1 Закона.
- Общественный совет рассматривает проекты нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, направленные местным представительным или местным исполнительным органом.
С момента получения проекта нормативного правового акта секретарь Общественного совета организует рассылку членам Общественного совета на бумажном или электронном носителе либо посредством электронной почты в течение одного рабочего дня для внесения предложений.
- Члены Общественного совета в течение двух рабочих дней рассматривают проект нормативного правового акта и уведомляют секретаря Общественного совета о принятом решении по рассмотрению проекта нормативного правового акта либо оставлении проекта нормативного правового акта без рассмотрения.
- Секретарь Общественного совета вносит на рассмотрение председателя Общественного совета поступившие предложения членов Общественного совета для принятия окончательного решения.
- Решение Общественного совета по рассмотрению проекта нормативного правового акта либо оставлении без рассмотрения принимается большинством голосов от общего числа членов Общественного совета. При равенстве голосов, голос председателя Общественного совета является решающим.
- В течение одного рабочего дня после принятия Общественным советом решения, секретарь Общественного совета уведомляет центральные государственные органы, местные представительные или местные исполнительные органы о принятом решении Общественного совета.
- В течение одного рабочего дня после принятия Общественным советом решения о рассмотрении проекта нормативного правового акта, проект нормативного правового акта вносится для рассмотрения на заседание Общественного совета с участием его членов.
- По итогам рассмотрения проекта нормативного правового акта, решение принимается большинством голосов от общего числа членов Общественного совета. При равенстве голосов, голос председателя Общественного совета является решающим.
- С учетом итогов голосования, секретарь Общественного совета готовит проект рекомендаций Общественного совета по рассматриваемому проекту нормативного правового акта и вносит на подписание председателю Общественного совета.
- В течение одного рабочего дня со дня подписания председателем Общественного совета, рекомендации Общественного совета направляются секретарем Общественного местному представительному или местному исполнительному органу, представившим на рассмотрение проект нормативного правового акта на бумажном или электронном носителе либо посредством электронной почты.
- В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 5 Закона, общественные советы рассматривают обращения физических и юридических лиц по общественно значимым вопросам в соответствующей сфере деятельности государственного органа.
- По результатам рассмотрения обращений Общественный совет принимает одно из следующих решений:
1) о направлении обращения в соответствующий государственный орган или орган местного государственного управления по компетенции;
2) о рассмотрении данного обращения на заседании Общественного совета;
3) о проведении одной из форм общественного контроля по рассмотрению поступившего обращения.
- Секретарь Общественного совета направляет подготовленный ответ на обращение заявителю в сроки, предусмотренные законодательством.
- В рамках своих полномочий председатель Общественного совета:
1) организует деятельность Общественного совета;
2) председательствует на заседаниях;
3) подписывает документы от имени Общественного совета;
4) координирует деятельность по реализации решений Общественного совета;
5) участвует в заседаниях органа местного государственного управления, с правом совещательного голоса;
6) на время своего отсутствия делегирует исполнение обязанностей председателя одному из членов президиума Общественного совета.
- В целях обеспечения решения организационных вопросов, подготовки и проведения заседаний Общественного совета, организации и ведения делопроизводства в Общественном совете, секретарь Общественного совета:
1) обеспечивает решение организационных вопросов подготовки и проведения заседаний Общественного совета;
2) организует и ведет делопроизводство в Общественном совете, а также контролирует сроки исполнения решений Общественного совета.
- Секретарь Общественного совета не является членом Общественного совета.