Типовое положение об Общественных слушаниях
Утверждены
приказом Министра охраны
окружающей среды
Республики Казахстан
от 7 мая 2007 года № 135-п
Правила проведения общественных слушаний
Сноска. Правила в редакции приказа Министра охраны окружающей среды РК от 26.03.2013 № 50-Ө (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения общественных слушаний (далее – Правила) разработаны в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок проведения общественных слушаний с целью обсуждения проектов, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан, а также планов мероприятий по охране окружающей среды, разработанных для объектов I и II категории для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду (далее – проекты планов).
2. Правила основаны на принципах обеспечения конституционных прав граждан и общественных организаций Республики Казахстан на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений.
3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) общественность – одно или более чем одно физическое или юридическое лицо, их ассоциации, организации или группы, общественные объединения;
2) заинтересованная общественность – общественность, интересы которой затрагиваются или могут затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе;
3) общественные слушания – одна из форм реализации прав общественности на участие в процессе принятия государственных и управленческих решений посредством проведения открытых собраний для публичного обсуждения экологически значимых решений в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан и других законодательных актов, которыми предусмотрено обязательное проведение общественных обсуждений;
4) заказчик – инициатор намечаемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности;
5) проект плана мероприятий по охране окружающей среды – документ, содержащий комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества;
6) проект, реализация которого может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан – предпроектная и проектная документация намечаемой хозяйственной деятельности с материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее – проект).
4. На общественные слушания представляются материалы оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) предпроектных и проектных материалов намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека с учетом одного из трех (или в совокупности) параметров, а именно: размера, периода и интенсивности воздействия.
5. Общественные слушания предполагают равные для всех права высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу на основе изучения документальной информации, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу и не содержащей конфиденциальных сведений.
6. Участниками общественных слушаний являются:
1) заинтересованная общественность;
2) общественные и неправительственные организации и объединения;
3) местные исполнительные и представительные органы, государственные органы, к компетенции которых относится принятие обсуждаемых решений;
4) средства массовой информации (далее – СМИ).
7. Общественные слушания по обсуждению проектов и (или) проектов планов организует местный исполнительный орган (на территории которого планируется проведение работ).
8. Заказчик предварительно согласовывает с местными исполнительными органами (на территории которого планируется проведение работ) время и место проведения общественных слушаний и публикует объявление в СМИ о проведении общественных слушаний. Публикация объявления осуществляется на государственном и русском языках не позднее чем за двадцать календарных дней до проведения общественных слушаний.
Объявление также размещается на Интернет-ресурсе местных исполнительных органов.
Заказчик использует дополнительно и другие способы информирования общественности (информационные листки, стенды, индивидуальные уведомления).
9. В объявлении указывается:
1) день, время и место общественного слушания;
2) проект или проект плана, выносимый на общественные слушания;
3) адрес места, где представители общественности могут ознакомиться с материалами проектов в бумажном виде;
4) адрес Интернет-ресурса, где размещены материалы в электронном виде;
5) в случае отсутствия Интернет-ресурса указывается адрес электронной почты, где можно запросить материалы в электронном виде;
6) адрес электронной почты, где принимаются замечания и предложения.
10. Начиная с даты официального объявления об организации общественных слушаний по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан и (или) проектов планов Заказчик обеспечивает доступ представителей общественности к вышеуказанным проектам, осуществляет прием и регистрацию замечаний и предложений в бумажном или электронном виде.
2. Порядок проведения общественных слушаний
11. Общественные слушания проводятся с участием местных исполнительных органов и территориальных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
12. В день общественных слушаний в назначенное время и в назначенном месте проводится регистрация участников слушаний (15 - 30 минут перед началом слушаний).
13. Общественные слушания открывает представитель местного исполнительного органа.
Большинством голосов участников утверждается повестка дня, регламент, избираются председатель и секретарь.
14. Заслушиваются доклады представителей Заказчика о проектах и (или) проектов планов.
В докладах должна содержаться информация:
о характере возможных решений или проект решения по проектам, вынесенным на общественные слушания;
о государственных органах, ответственных за принятие решения по выносимому на общественные слушания проекту, либо рассматривающих план мероприятий по охране окружающей среды в рамках процедуры выдачи разрешений на эмиссии;
об охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду.
15. На слушаниях высказываются все желающие согласно установленного регламента и задают вопросы докладчикам. Докладчики отвечают на вопросы представителей общественности.
16. Заказчик организовывает запись и сбор докладов, вопросов, ответов и выступлений. При выполнении аудио и видеозаписей официальными представителями СМИ все участники общественных слушаний ставятся в известность.
17. Результаты общественных слушаний оформляются протоколом общественных слушаний по проекту и (или) проекту плана (далее – Протокол общественных слушаний), который подписывается председателем и секретарем. Один экземпляр Протокола общественных слушаний по результатам проектов передается в местные исполнительные органы, по проектам планов – в орган выдающий разрешение, в соответствии спунктом 3статьи 71 Экологического кодекса Республики Казахстан.
Протокол общественных слушаний составляется по форме согласно Приложению к настоящим Правилам.
18. Протокол общественных слушаний публикуется на Интернет-ресурсе местного исполнительного органа в срок не позднее пяти рабочих дней после дня проведения общественных слушаний.
19. Общественность, принявшая участие в общественных слушаниях, дает свои предложения и замечания (при их наличии) по содержанию Протокола общественных слушаний в течение семи календарных дней со дня его опубликования, направив их в местный исполнительный орган, организовавший общественные слушания.
Обращение общественности рассматривается в соответствии сЗакономРеспублики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
20. На основании обращения общественности местный исполнительный орган вносит соответствующие поправки в Протокол общественных слушаний, либо отклоняет с указанием причин отклонения.
Протокол общественных слушаний с учетом предложений и замечаний подлежит опубликованию в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил.
21. В случае несогласия с результатами рассмотрения обращения общественность в течение десяти календарных дней со дня получения ответа местного исполнительного органа обращается в суд в порядке, установленном гражданскимзаконодательствомРеспублики Казахстан.
22. Заказчик проводит анализ результатов общественных слушаний и принимает решение о доработке проектов и (или) проектов планов мероприятий по охране окружающей среды с учетом общественного мнения.
23. Общественные слушания считаются состоявшимися при участии заинтересованной общественности, пришедших в назначенное время и место.
24. В случае, если общественные слушания признаны несостоявшимися, заказчик проводит общественные слушания повторно в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами. При публикации объявления в соответствии спунктом 8настоящих Правил указывается о повторном проведении общественных слушаний, а объявление публикуется не позднее, чем за десять календарных дней до проведения повторных общественных слушаний.