Заседание постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства
10.12.2020
Заседание постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства городского маслихата прошло под председательством Мираса Шекенова на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
По первому вопросу выступили руководители управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Төлеген Кұлұшев и руководитель управления активов и государственных закупок Ерсин Отебаев. Депутаты рассматривали обращение руководителя инициативной группы по защите прав потребителей Булекбаева М.С. касательно снижения тарифа на электроэнергию для жителей столицы.
Кулушев Т. сказал, что в управление поступило обращение руководителя инициативной группы по защите прав потребителей Булекбаева М.С. касательно снижения тарифа на электроэнергию, по данному вопросу предлагает заслушать председателя правления АО «Астана РЭК» Серика Балкишева.
Балкишев С. представил депутатам презентацию Концепции, разработанную в 2000 году.
«В тот период электроснабжение осуществлялось от полукольца в 110 киловольт, которое находятся на балансе «Астана РЭК», но нагрузки росли и согласно Концепции было принято решение о строительстве кольца в 120 киловольт с двумя опорными подстанциями» - сказал Балкишев С.
Далее он подробно описал три этапа реализации Концепции и сказал, что в настоящее время продолжается использование линии в 110 киловольт, от которой питается подстанция Западная.
«Подстанция обслуживает организации 1 категории, это очистные сооружения, стратегические объекты, медцентры, объекты здравоохранения, резиденции. Эта подстанция является узловой, к ней запитаны ещё 8 подстанций, 3 подстанции на левом берегу, и остальные находятся на правом берегу, более 300 тысяч потребителей. Если мы сейчас отключим линию в 110 киловольт, мы теряем одно питание. Согласно правилам, организации 1 категории должны иметь два источника питания. И это не только стратегические объекты, 8 подстанций обслуживают часть населения, другие объекты. Технически нецелесообразно сейчас отключать эту линию. Чтобы исключить воздушный транзит, нам необходимо провести ряд мероприятий на 3 опорных подстанциях установить управляемые шунтирующие реакторы для снижения повышенного напряжения и увеличения отпуска электроэнергии. Далее необходимо реализовать проект по строительству подстанции Арай, которая даст возможность закольцевать воздушные линии в 110 киловольт для надёжного электроснабжения» - сказал Балкишев С.
Вторым докладчиком по первому вопросу выступил руководитель управления активов и государственных закупок Ерсин Отебаев. Он сказал, что ТОО «Астана ЕРЦ» создано по поручению Первого Президента, данного на совещании по вопросам развития Астаны в 2013 году, в целях обеспечения единого сбора коммунальных платежей. «Астана ЕРЦ» осуществляет формирование, печать, обработку и доставку единого платёжного документа за коммунальные и иные услуги на основании договоров, заключённых с поставщиками данных услуг, т.е. ТОО оказывает услуги не потребителям, а поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Учредителями являются корпорация «Астана» 50% доля участия, «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания» 42,25 % доля участия, АО «АЛСЭКО» 7,75% доля участия. Штатная численность компании 134 человека, средняя заработная плата составляет 134 тысячи тенге. За 2019 год доход компании составил 592 млн. тенге. В рамках Дорожной карты происходит поэтапный переход по предоставлению услуг ЕРЦ в электронный формат. Обращение Булекбаева М.С. находится на рассмотрении в РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по городу Нур-Султан. ЕРЦ представил необходимую информацию, на заседании присутствуют представители СПК и ЕРЦ. По части тарифообразования необходимо получить официальный ответ из департамента» - сказал Отебаев Е.
Депутат Зейнулла Шибкенов спросил руководителя управления активов и государственных закупок, как он сам считает.
Отебаев Е. ответил, что, например, фальцевание, на которое идут определенные траты, не нужно, вице премьером дано поручение о цифровизации услуг, порядка 20% должно остаться на бумаге для части населения, которое просит, чтобы счета приходили на бумаге. Какое-то уменьшение тарифа должно быть если от конвертов перешли к фальцеванию. В любом случае необходимо дождаться ответа от уполномоченного органа.
Депутат Илья Мещеряков сказал, что в энергетической программе стоят расчёты до 2020 увеличения тарифа.
«Получается, что, если услуги развиваются, улучшаются, соответственно увеличивается тариф. Сейчас мы рассматриваем обращение, где приводятся расчёты по уменьшению тарифа. Не все потребители понимают, что такое электроэнергия, есть ряд тарифов, которые утверждены давно. Здесь уместно вспомнить, что в городе много потерь, связанных с электропотреблением. Это не только транзит, это воровство, это большие средства, которые вливаются на постройку подстанций в перспективных районах, но, когда туда доходит строительство МСБ, там уже всё разворовано. Сегодня жители города оплачивая тариф, по сути, компенсируют все потери, которые были вложены. Мой вопрос такой, у нас есть перспектива, что услуги улучшатся, а тариф уменьшится, и почему энергоснабжающие организации позволяют себе потери восполнять за счёт жителей нашего города» - сказал депутат.
Председатель правления «Астана РЭК» Балкишев С. сказал, что сейчас проходит процесс передачи в доверительное управление подстанций в их АО, из-за того, что возникают дополнительные затраты, они вынуждены включать их в тариф.
«От государства никаких субсидий АО не получает, поэтому всё идёт в рамках тарифа, в рамках инвестиционной программы. Берём на баланс оборудование, приводим его в соответствие, ремонтируем через инвестпрограммы, соответственно всё идёт через тариф» - сказал Балкишев С.
Депутат Шибкенов З. напомнил, что в прошлом году на заседании депутаты спрашивали, какие есть потери, тогда вы говорили, что тариф не соответствует сегодняшнему дню, что его надо увеличить, но для этого нужно привести в соответствие, всё, что находится за городом. Вы сказали, что закольцевали высоковольтные линии, я как энергетик, говорю, когда идёт закольцевание, идёт снижение энергии. Если вы не будете единым хозяином, у вас будут большие потери. Например, частники, которые имеют свои подстанции, от них большие потери. Вам нужно выступать с разъяснениями перед населением в СМИ. Депутат спросил в районе Лесозаводском лини приняты АО или нет.
Балкишев С. сказал, что пред изменением тарифа они проводят публичные слушания, это одна из форм работы, чтобы люди понимали ситуацию.
«Что касается приёмки сетей, большая часть оборудования принята, идут судебные процессы по бесхозным сетям. У нас есть слабые места, но мы стараемся над этим работать. По отключению воздушной линии в 110 киловольт, да это затратный процесс, отражающийся на потребителе, в Лесозаводском правоустанавливающие документы ПЧ приводятся в соответствие и готовятся к передаче» - сказал Балкишев С.
Депутат Гульнар Данбаева обратилась с вопросом о необходимости функционирования ЕРЦ с учётом поручения о цифровизации. Балкишев С. ответил, что организация была создана ранее по поручению Главы государства, был конверт, потом фальцевание, сейчас многие оплачивают в электронном виде и нет необходимости в квитанции, это уже следующий шаг.
Председатель постоянной комиссии поддержал коллегу и сказал, что 7 лет назад, это было хорошим вариантом, но время не стоит на месте, живём год за два, сегодняшние условия формирования баз данных позволяют отказаться от ЕРЦ по большому счёту. Сейчас нужно подумать местным исполнительным органам, чтобы перейти на следующий уровень. Зачем ЕРЦ консолидирует и выставляет людям данные, через год-два этого уже будет не нужно.
Депутат Мещеряков И. зачитал обращение жителей - «сколько денег ежегодно тратится на восстановление потерь?»
«Сколько миллионов внутри тарифа на восстановление потерь? Вы как администратор занимаетесь управлением этого имущества, у вас есть подотчетная организация. У потребителя есть 15 тенге, которые он платит за киловаточас, сколько тенге, тиын внутри тарифа платят жители за восстановление потерь? Во всех электроснабжающих предприятиях, которые мы посещали, существует амортизация, есть у вас нормативные потери, которые по закону могут доходить до 10%. Если у вас развитая инфраструктура может быть 4-5%, в идеале менее 4%. В рамках восстановления имущества у вас есть потери. Не нужно уходить от ответа, сегодня люди задают вопросы по тарифу и электроснабжению, потому что вы также дезинформируете, либо не информируете и не называете конкретных цифр, потому что, если назовёте конкретные цифры, можно посчитать и поспорить. Сейчас мы утверждаем сумму в 663 млрд. тенге, потом ещё будут уточнения» - сказал депутат.
Балкишев С. сказал, что в тарифе нет затрат на восстановление потерь.
«После принятия на баланс, мы защищаем инвестиционную программу, включаем эти мероприятия в инвестиционную программу. В новом тарифе, возможно, будет. Давайте я подготовлю информацию в течение недели и предоставлю» - сказал Балкишев С.
Председатель постоянной комиссии Шекенов М. предложил подготовить информацию и направить в маслихат. Данная информация будет размещена на сайте маслихата и в комментариях к записи заседания постоянной комиссии, размещённой на Facebook.
Слово попросил Булекбаев М.С., чтобы задать несколько вопросов присутствующим, в первую очередь, руководителю УТЭКа.
«Выражаю благодарность депутатам за поднятый вопрос и при положительном решении депутатам будут благодарны все потребители. Скажите, пожалуйста, в соответствии с законом, в какие сроки рассматриваются обращения? Почему письмо, направленное вам прокуратурой от 07.07.2020 до сих пор не рассмотрено? Теперь вопрос г-ну Балкишеву. Снижение тарифа ложится на потребителя, в год порядка 20 тысяч тенге, 1600 тенге на одного абонента. Это согласно технической экспертизе, которая была проведена прокуратурой города Нур-Султан. Вы в курсе, Ерсин Кенжебаевич, ваш заместитель пишет, что с 2016 года в Астанаэнергосбыт и ЕРЦ отсутствуют договорные отношения и сумма недополученного дохода составляет 1 млрд. 296 млн. тенге. Второй вопрос г-ну Отебаеву Е., вы говорите количество абонентов 360 тысяч, мы в своё время предлагали, чтобы снизить тарифы и оптимизировать нагрузку с 32 до 25 тенге, т.е. тариф должен быть 7-8 тенге. Есть решение суда, которое уже вступило в законную силу, но Астанаэнергосбыт на сегодняшний день его не исполнило и не выровняло тарифы, в тоже время судом установлено, что квазигосударственное предприятие не действующее руководство, а предыдущее руководство, оказывает помощь ТОО по доставке не менее 30%, что соответствует нагрузке 33 контролёров. Согласно справке ТОО Астанаэнергосбыт выделяет 33 контролера для доставки счетов, извещений, о чём свидетельствуют акты приема-передачи, в тарифной смете предусмотрены затраты на зарплату. Установлено, что в 2016 году фонд зарплаты контролёров составляет 2 млн. 400 тысяч тенге, в 2017 году – 2 млн. 600 тысяч тенге, средняя зарплата составляла 80 тысяч тенге, в 2018 году – 3 млн. 489 тысяч тенге. Аудиторским отчётом установлено, что договорные отношения отсутствуют и работа осуществляется на безвозмездной основе. Все эти затраты ложатся на плечи потребителей» - сказал Булекбаев С.
От ЕРЦ выступил начальник юридической службы.
«Действительно, между Астанаэнергосбыт и ЕРЦ отсутствуют договорные отношения, однако в рамках создания единого платёжного документа были включены услуги Астанаэнергосбыт, но необходимо отметить, что в тарифах ТОО Астанаэнергосбыта отсутствуют расходы на получаемые услуги ЕРЦ, после отмены конвертов был переход на фальцевание. С 2013 года стоимость услуг составляет 32 тенге, цена не менялась, чтобы сохранить текущий уровень услуг, мы оптимизировали затраты. Со стороны законодательства есть ограничения, если не предоставлены счета, потребитель имеет право их не оплачивать. Сейчас мы инициируем внесение изменений, чтобы включить онлайн версию и оставить право выбора потребителям. У нас есть недополученный доход, Астанаэнергосбыт не может оплатить труд контролёров, страдает ЕРЦ, потому что были приняты меры в отношении ЕРЦ» - сказал начальник юридической службы.
Доржигулова Ж., президент Ассоциации Собственников имущества, задала вопрос начальнику юридической службы.
«Сейчас вы красиво рассказывали о ситуации. Однако, госаудит дал заключение о порядка 1 млрд. тенге недопоступления в бюджет, есть скрытые доходы, предыдущий выступающий сказал, что деятельность ЕРЦ проводится на основании договоров, то есть два выступающих противоречат себе. Директор ЕРЦ говорил о том, что за счёт рекламы они получают в год 126 млн. тенге., из них 80-90 млн. тенге уходит на распечатку квитанции, 30-40 млн. тенге остаётся как прибыль. Я подняла вопрос, почему мы дополнительно оплачиваем тарифы, причём начиная от 9 до 95 тенге, при этом они говорят об убытках, когда на счету в банках у них были миллиарды тенге. Вы говорите, что Астанаэнергосбыт, якобы, предоставлял контролёров, договора были заключены?» - сказала Тажигулова Ж.
Председатель постоянной комиссии настоял, что нужно придерживаться ранее оговорённого регламента.
«Серик Тургумбекович, вы должны в течение недели предоставить информацию, которая была запрошена по этому вопросу. Заявителю будет предоставлен ответ в порядке и в сроки согласно действующему законодательству. Будут даны рекомендации соответствующим органам согласно постановлению постоянной комиссии. По данному вопросу сделан первый шаг» - подвёл итог по первому вопросу председатель.
В ходе заседания постоянной комиссии рассматривался также вопрос о внесении изменений в решение маслихата города Астаны от 6 марта 2019 года № 335/45-VI «О перечне местных проектов государственно-частного партнёрства, планируемых к реализации по городу Астане». Докладчиком выступил руководитель управления экономики и бюджетного планирования Кайсар Манкараев.
«В соответствии с действующим законодательством, проекты ГЧП формируются, утверждаются, сейчас речь идёт о 14 проектах, находящихся на разных стадиях реализации, в связи с этим, просим поддержать перечень проектов. Ревизионная комиссия провела проверку в нашем управлении, были выявлены нарушения за 2018, 2017 годы, за нарушения часть сотрудников была наказана. Выводы аудита были обсуждены членами ревизионной комиссии, итоги подведены. Передача в доверительное управление проходит по конкурсу, условия чётко прописаны в конкурсной документации, но я согласен, что со стороны уполномоченного органа должен быть контроль» - сказал Манкараев К.
Депутат Зейнулла Шибкенов сказал, что в своё время, когда передавали в аренду железнодорожную больницу, встал вопрос, зачем передаёте в аренду одну из лучших больниц города.
«Это было лет 16 назад, и с того времени больница несколько раз переходила из рук в руки и дошла до сегодняшнего плачевного состояния. По стадионам я выступал, а сейчас больницы №1 и №6 передаются в доверительное управление, не получится так, что ваши договора не выполняются, контроль не ведётся. Нужно поддерживать частный бизнес, но и контроль должен быть жёсткий. Большой недостаток, что у нас нет правопреемственности, меняется руководство, договора не выполняется, а в последнее время это происходит часто, высасывают с предприятия всё возможное и доводят его до упадка» - сказал депутат.
Депутат Мещеряков спросил, почему проект по парковочному пространству затягивается, бюджет не пополняется, хотя было постановление маслихата? Государство взяло на себя обязательство по созданию инфраструктуры под ГЧП партнёра на взаимовыгодных условиях.
Руководитель управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Жансултан Сапарбаев ответил, что парковочному пространству идут разбирательства.
«Дело передано в суд, мы ожидаем решения. Акимат подал в суд, потому что партнёр начал устанавливать паркоматы возле территорий жилых комплексов, было много недовольства со стороны жителей. Сейчас ждём решения суда» - сказал Сапарбаев Ж.
Председатель постоянной комиссии отметил, что ГЧП навряд ли будет успешным, если государственный орган уповает на суд.
Депутат Гульнар Данбаева спросила по передаче в доверительное управление объектов образования, также было по поликлиникам. Вы делаете конкурсную документацию, реализации нет и деньги на ветер? По проектам ГЧП с Польшей? Что с польской стороной?
Кадырова Ш. ответила, что в 2019 году управление образования по механизму ГЧП внесло строительство 10 спортивных площадок.
«В 2020 году мы направили письмо о том, что невозможно разработать ПСД, потому что нет заинтересованности у организаций. Мы хотели бы построить спортивные площадки на территории школ, чтобы разгрузить спортивные залы и охватить большее количество детей спортивными занятиями. По польским проектам ситуация такая, скончался потенциальный инвестор, мы подали на расторжение договора, потому что прошло много времени, но они не вошли.
Председатель постоянной комиссии предложил вопрос об утверждении перечня проектов ГЧП вынести на рассмотрение совместного заседания.
«Понятно, что в следующем году заканчиваются наши полномочия, но судя вокруг проектов ГЧП следует внимательно поработать с этим вопросом. Есть один чётко выполненный проект ГЧП, по остальным есть непонимание и недоработки. Давайте до утверждения плана нужно переформулировать вопрос по ГЧП, на маслихате, на следующий год должны быть рассмотрены все проекты по списку, возьмём те, по которым есть вопросы» - сказал Шекенов М.