Отчет постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период апрель 2016 года по сентябрь 2017 года
24.08.2019
Рассмотрен
на 20-ой сессии маслихата города
Астаны 20 сентября 2017 год
Отчет
постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета,
экономики, промышленности и предпринимательства за период
с апреля 2016 года по сентябрь 2017 года
Представляем отчет о деятельности постоянной комиссии маслихата города Астаны шестого созыва по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период март 2016 года – сентябрь 2017 года.
Деятельность постоянной комиссии, в состав которой входят депутаты: Шибкенов Зейнулла Рахимович, Батпенов Саят Нурланович, Бекишев Есенжол Тускенович, Куришбаев Ахылбек Кажигулович, Ким А.Ф. в течение отчетного периода осуществлялась в строгом соответствии с действующим законодательством, Регламентом и перспективным планом маслихата города Астаны.
Вопросы развития экономики, промышленности и предпринимательства столицы являются одними из главных в деятельности маслихата города Астаны.
В отчетный период на очередных сессиях маслихата рассмотрены вопросы:
- «О реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в столице »
- «О работе исполнительных органов по реализации региональной инвестиционной политики и формированию стратегии привлечения инвестиций в столицу».
В ходе изучения и рассмотрения вопроса городским маслихатом было отмечено о необходимости решения вопросов обеспечения должной инфраструктурой объектов малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности (электроснабжение, канализация, дороги, водоснабжение и другие). Отсутствие системы централизованного теплоснабжения на производственных объектах специальной экономической зоны «Астана-новый город» усложняет деятетельность предприятий и условия труда сотрудников. Данный вопрос остается актуальным и сегодня.
Особого внимания требует деятельность предприятий, дислоцирующихся за пределами Индустриальных парков, что лишает их не только имеющихся государственных льгот, но и наличия необходимой коммуникационной инфраструктуры.
Недостаточно внимания уделяется вопросам развития и поддержки предприятий сельскохозяйственного производства, в том числе тепличным хозяйствам.
Одной из острых являлась проблема обеспечения объектов индустриально-инновационной деятельности столицы квалифицированными кадровыми ресурсами. В связи с острой нехваткой специалистов узкого профиля при запуске высокотехнологичных производств, было рекомендовано широкое внедрение системы дуального обучения на производственных предприятиях столицы. Хотя и сейчас остается проблема удержания обученных специалистов в штате предприятий. Сегодня при рассмотрении вопроса: «О реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в столице» мы называем те же недостатки. Вопрос находится на контроле постоянной комиссии.
За отчетный период постоянной комиссией проведено 9 заседаний и рассмотрено 13 вопросов.
На первом месте по значимости и количеству обсуждений занимают вопросы бюджета. Это было первое принятие бюджета города новым депутатским корпусом. Постоянные комиссии городского маслихата, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, на раздельных и совместном заседаниях постоянных комиссий и фракции партии "Нұр Отан" 8 раз обсуждали проект бюджета по своим направлениям, его основные параметры, заслушивая администраторов бюджетных программ.
По результатам обсуждения бюджета на 2017-2019 годы большая часть предложений, бюджетных заявок администраторов бюджетных программ была удовлетворена.
Депутатами был высказан ряд замечаний и предложений по вопросам планирования бюджета администраторами бюджетных программ, несоответствия качественных и количественных показателей, несоблюдения сроков реализации инвестиционных проектов и даны соответствующие рекомендации.
Большое внимание депутатов маслихата уделяется вопросу исполнения бюджета города Астаны за прошедший год. Анализируя исполнение бюджета, депутаты отметили, что администраторам бюджетных программ необходимо принять меры по улучшению координации работы между администраторами бюджетных программ при реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Наряду с оптимальным распределением и контролю за исполнением бюджетных средств, в целях изыскания дополнительных средств для пополнения доходной части городского бюджета был рассмотрен вопрос: «О мерах по увеличению налоговых поступлений в бюджет города Астаны».
В ходе рассмотрения вопроса постоянной комиссией отмечено, что в работе Департамента по обеспечению доходной части бюджета столицы имеются определенные трудности. Было отмечено о необходимости привлекать к работе банки второго уровня, снижения размера комиссионных услуг, снятия барьеров и требований по размеру доходности предпринимателей.
Сказывается на правильности начисления налогов на собственность граждан существующая проблема недостоверных сведений уполномоченных органов, уровень которых в базе достигает 30 процентов.
Наибольшее количество нарушений допускается в сфере торговли и оборота алкоголя. В целях борьбы с теневым оборотом изымается из розницы большой объем контрафактного алкоголя, несущего угрозу жизни для жителей столицы.
Особого внимания требует деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства в интернет торговле. По результатам рассмотрения вопроса Департаменту государственных доходов города Астаны были даны соответствующие рекомендации.
В целях контроля по эффективному использованию бюджетных средств, постоянной комиссией за отчетный период были заслушаны и обсуждены информации об эффективном использовании бюджетных средств, выделенных:
- на реализацию инвестиционных проектов в сфере энергетики.
-на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального и жилищного строительства.
Отмечено, что, несмотря на принимаемые меры по развитию и улучшению теплоснабжения города, актуальными остаются изношенность тепловых и электрических сетей. Отсутствие взаимосогласованных действий администраторов бюджетных программ, неисполнение запланированных мероприятий в установленные сроки приводят к несвоевременной реализации инвестиционных проектов. Так, затягиваются сроки строительства тепломагистралей 4, 5-го ввода, не соблюдается график строительства ТЭЦ-3.
Медленными темпами решаются вопросы передачи бесхозных тепловых сетей и электросетевых объектов в коммунальную собственность города и эксплуатирующим организациям.
Переносятся сроки реализации отдельных инвестиционных проектов в связи с постоянной корректировкой утвержденных проектов детальной планировки и планов застройки территорий столицы.
Вопросы реализации инвестиционных проектов сферы социального и жилищного строительства также требуют дальнейшего совершенствования.
Несмотря на неоднократное уточнение бюджета администраторами бюджетных программ по инвестиционным проектам не освоено 490,7 млн.тенге, из которых Управлением строительства – 213,3 млн.тенге.
Имеют место необоснованные перераспределения бюджетных средств между проектами. Вносятся изменения и дополнения в утвержденный Перечень инвестиционных проектов. Постоянной комиссией было указано на необходимость соблюдения нормативных сроков строительства инвестиционных проектов. Увеличивается количество разработанных и нереализованных проектно-сметных документаций инвестиционных проектов. Приняты соответствующие постановления, выполнение которых находится на контроле постоянной комиссии. В целях контроля деятельности исполнительных органов по обеспечению населения города качественными продуктами питания рассмотрен вопрос: «О работе управления сельского хозяйства по обеспечению продовольственной безопасности столицы и мерах по стабилизации цен на продовольственные товары».
При рассмотрении вопроса постоянная комиссия отметила, что одной из причин увеличения цен на продукты питания являются несвоевременное финансирование, несоблюдение сроков ввода в эксплуатацию инвестиционных проектов в сфере производства, переработки и хранения продуктов питания. Проводимый мониторинг цен не позволяет регулировать снижение цен на некоторые продукты питания, в результате допускается рост цен на социально значимые продовольственные товары, имеют место факты реализации некачественной продукции. Медленными темпами решаются вопросы развития инфраструктуры к объектам по производству, хранению, переработке и сбыту продукции, обеспечению их электроснабжением, канализацией, дорогами и другими системами обслуживания. К примеру, отсутствуют подъездные пути и коммуникации к строящимся овощехранилищам ТОО «Целинсельмаш», ТОО «Astana Food Storage», «ИП Кунанбаев», ТОО «Arul Communication», ИП «Абдинуров», ТОО «Сага-Астана» и тепличным комплексам ИП «Жуанышпаев», ИП «Алиев». Не работает стабилизационный фонд, сформированный в целях обеспечения продовольственной безопасности Астаны и сдерживания цен на социально значимые товары, обеспечения хранения ввозимых продуктов в столице. Исполнение рекомендаций постановления постоянной комиссии от 28 октября 2016 года находятся на контроле.
Вопрос об ограничении режима работы увеселительных заведений, находящихся в жилых домах был рассмотрен постоянной комиссией с участием заместителя акима города. По результатам рассмотрения вопроса государственно-правовому отделу ГУ «Аппарат акима города Астаны» рекомендовано совместно с заинтересованными государственными органами инициировать внесение дополнений в Закон Республики Казахстан «О статусе столицы Республики Казахстан» по ограничению режима работы увеселительных заведений, расположенных на цокольных и первых этажах жилых домов.
На постоянной комиссии рассмотрен и внесен на рассмотрение совместного заседания постоянных комиссий вопрос: «О согласовании перераспределения средств между местными бюджетными инвестиционными проектами», который сегодня был утвержден на сессии.
Предлагалось перераспределить целевые трансферты на расширение и реконструкцию ТЭЦ-2 с установкой котлоагрегатов ст. №7,8, турбоагрегатов ст. №5,6 и водогрейной котельной города Астаны и уменьшить выделенные средства по проектам:
- «Реконструкция ТЭЦ-1 г. Астаны» на сумму 468 416,0 тыс. тенге;
-«Расширение и реконструкция СП ТЭЦ-2, тепловых сетей и электросетевых объектов в г. Астана» на сумму 67 297,0 тыс. тенге;
- «Строительство ТЭЦ-3 в г. Астана» на сумму 603 952,0 тыс. тенге.
Были рассмотрены ряд обращений в постоянную комиссию, в том числе обращения Совета по защите прав предпринимателей города Астаны и Палаты предпринимателей города Астаны по вопросам снижения установленных ставок фиксированного налога для игровых автоматов и для игровых дорожек по боулингу.
По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления. Проблемные вопросы, требующие вмешательства исполнительных органов, постоянной комиссией доведены до сведения местных исполнительных органов города Астаны. Выполнения постановлений взяты на контроль.
В отчетный период депутаты постоянной комиссии принимали активное участие в подготовке и рассмотрении основных вопросов 5 очередных сессий городского маслихата, а также в работе внеочередных сессий, публичных слушаний, заседаний Дней депутата и других мероприятий маслихата.
В своих избирательных округах ведут прием избирателей, рассматривают заявления и обращения граждан, принимая действенные меры по их исполнению, сдают ежемесячно и ежеквартально отчеты в аппарат городского маслихата и в городской филиал НДП «Нұр Отан».
Кроме этого, члены постоянной комиссии принимают непосредственное участие в социально-экономической жизни столицы, будучи членами координационных советов, городских и межведомственных комиссий при акимате столицы.
В заключении, хочу отметить, что постоянная комиссия по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства в последующем продолжит работу по активизации своей деятельности для решения поставленных перед нею задач, использованию форм работы, касающейся дальнейшего совершенствования деятельности курируемых постоянной комиссией структур столицы.