Отчет постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период с июня 2018 года по июнь 2019 года
28.01.2020
Қалалық мәслихатының бюджет, экономика, өнеркәсіп және кәсіпкерлік мәселелері жөніндегі тұрақты комиссиясының 2018 жылғы маусым мен 2019 жылғы маусым аралығындағы есебін назарларыңызға ұсынуға рұқсат етіңіздер.
Құрамына депутаттар Шибкенов Зейнолла Рахымұлы, Күрішбаев Ақылбек Қажығұлұлы, Бекішев Есенжол Түскенұлы, Батпенов Саят Нұрланұлы кіретін тұрақты комиссияның қызметі Қазақстан Республикасының "Қазақстан Республикасындағы жергілікті мемлекеттік басқару және өзін-өзі басқару туралы" Заңына, қалалық мәслихаттың Регламентіне және перспективалық жоспарына қатаң сәйкестікте жүзеге асырылады.
Есепті кезеңде тұрақты комиссияның бастамасы бойынша қалалық мәслихаттың кезекті сессиясында "қолданыстағы заңнамаға сәйкес жаңа жұмыс орындарын құру бойынша шараларды ұйымдастыру және елорда халқын жұмыспен қамту жағдайы және шаралары туралы"мәселе қаралды.
В ходе подготовки вопроса на сессию депутаты посетили ряд городских объектов. Побывали в Колледже Евразийского гуманитарного института, Многопрофильном колледже акимата города Нур-Султан, Центре занятости населения акимата города Нур-Султан.
В рамках подготовки очередной сессии маслихата проведен Круглый стол по обсуждению выявленных во время посещения городских объектов проблем, с которыми сталкиваются работодатели, сотрудники Центра занятости населения акимата города.
При активном участии членов постоянной комиссии на сессии маслихата подняты вопросы нехватки квалифицированных кадров, перенасыщенности рынка труда одними профессиями и дефицита других, сокращения безработицы, выработки механизма по своевременной подаче работодателями заявок о востребованных кадрах, разработке мер социальной защиты от безработицы, проведении мониторинга создания рабочих мест в рамках государственных и правительственных программ.
В принятом сессией решении были учтены предложения депутатов и жителей города. Даны конкретные рекомендации уполномоченным органам по улучшению и обеспечению занятости населения столицы и организации мер по созданию новых рабочих мест.
Постоянной комиссией основное внимание уделяется подготовке и утверждению бюджета столицы на предстоящие годы как одному из приоритетных направлений в деятельности комиссии.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан проект решения «О бюджете города Нур-Султан на 2019-2021 годы» был рассмотрен на раздельных и совместном заседаниях постоянной комиссии и фракции партии «Нұр Отан», где депутаты имели возможность ознакомиться с прогнозом социально-экономического развития города, основными показателями валового регионального продукта, планами налоговых и других поступлений в бюджет.
По итогам обсуждения администраторами бюджетных программ подавались заявки на дополнительную потребность в разрезе бюджетных программ. Хочу отметить, что акиматом города из заявленных администраторами бюджетных программ дополнительную потребность в сумме свыше 52 929 654,0 тыс. тенге поддержали после обсуждения на постоянных комиссиях маслихата более 4 473,0 млн. тенге.
Это часть заявок аппаратов акимов районов «Алматы», «Байконыр», «Сарыарка», управления образования, управления культуры и спорта.
Отдельно отмечу, акимат «Сарыарка» там проходит пилотный проект бюджета в части реализации в том числе и с помощью офиса «Астана – адал қала». Необходимо проанализировать данный опыт, и в случае успешности (а я в этом уверен) его нужно реплецировать на другие акиматы города.
Мы вчера об этом говорили, на встрече с акимом города необходимо рассмотреть возможность передачи строительства внутриквартальных и местных так называемых дорог в ведение акиматов районов.
Вопрос «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Астаны за 2018 год» активно обсуждался на совместном заседании постоянных комиссий, где были заслушаны доклад управления финансов города Нур-Султан и заключение к отчету Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.
При рассмотрении отчета по исполнению бюджета за 2018 год было отмечено, что бюджетная политика 2018 года была направлена на достижение целей и задач, определенных в Программе развития города Астаны на 2016-2020 годы и бюджетных программах администраторов бюджетных программ.
Несмотря на освоение администраторами бюджетных программ бюджетных средств в полном объеме, имеются существенные проблемы, которые были озвучены постоянной комиссией на внеочередной сессии маслихата в мае месяце т.г..
За отчетный период постоянной комиссией проведено 11 заседаний и рассмотрено 12 вопросов.
В соответствии с Регламентом маслихата комиссией осуществляется контроль за принимаемыми решениями сессий и постановлениями комиссий.
Так, на контроле у постоянной комиссии реализация решений о принятии государственных обязательств:
- «О принятии государственных обязательств по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации и видеоаналитика в городе Астане» (на сумму 24 млрд. тенге);
- О принятии государственных обязательств по проекту государственно-частного партнерства «Организация деятельности Паралимпийского тренировочного центра и ледовой арены «Тарлан» для людей с ограниченными физическими возможностями»(на сумму 3 215 038 722 тыс. тенге);
-О принятии государственных обязательств по проекту государственно- частного партнерства «Сервисный контракт государственно-частного партнерства по транспортному обслуживанию акимата города Нур-Султан».
Вопрос о ходе реализации решения маслихата города Астаны «О принятии государственных обязательств по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации и видеоаналитика в городе Астане» неоднократно рассматривался на заседании постоянной комиссии и на сессии маслихата. Было внесено изменение о снижении государственных обязательств на 1 млрд тенге.
При рассмотрении данного вопроса постоянная комиссия отметила, что реализация проекта привела к существенному снижению ДТП и нарушений правил дорожного движения, а также преступлений совершаемых в общественных местах. В рамках реализации проекта составлена адресная программа объектов по наиболее криминальным дворам и домам столицы для установки дополнительных видеокамер.
Вместе с тем по реализации проекта имеются проблемы и нерешенные вопросы.
В связи с несвоевременным поступлением сигналов в систему видеонаблюдения данные о проезде автотранспорта отображаются позже, вследствие чего не представляется возможным задержание автомашин при введении плана «Перехват», не включены в сеть АПК «Сергеек» территории жилых массивов «Уркер», «Коктал» и «Ондирис», вследствие чего сеть не используется для контроля платного парковочного пространства города.
Поэтому в обязательном порядке необходимо реализовывать сеть видеофиксаций «Сергек» именно на окрайнах. Там меньше контроля со стороны полицейских органов, это приводит и к нарушению ПДД, и к нарушением законам. Хотел еще добавить, что сеть не в полном мере используется для контроля платного парковочного пространства города.
Реализация проекта ГЧП «Организация деятельности Паралимпийского тренировочного центра и ледовой арены "Тарлан" для людей с ограниченными физическими возможностями» уже вызывает нарекания со стороны людей с ограниченными физическими возможностями. Этому послужило некачественное медицинское обслуживание, отсутствие тренеров и инструктуров, не имеющих должной квалификации, высшего образования и опыта работы с данной категорий людей, что сказывается на состоянии их здоровья.
Данный вопрос будет рассмотрен совместно с постоянной комиссией по вопросам социально-культурного развития после представления в городской маслихат подробного анализа с учетом положительных и отрицательных сторон по итогам первого полугодия.
Также на заседании постоянной комиссии был рассмотрен вопрос «О ходе выполнения решения маслихата от 20 сентября 2017 года «О работе исполнительных органов по реализации региональной инвестиционной политики и формированию стратегии привлечения инвестиций в столицу» (далее - Решение).
Исполнительным органом проведена определенная работа для создания условий реализации вышеназванного Решения.
В целях улучшения инвестиционного климата в столице, привлечения инвестиций в промышленный сектор утвержден План мероприятий по реализации инвестиционной стратегии города Астаны на 2018-2020 годы.
В настоящее время в городе реализуются более 190 инвестиционных проектов (из них 44 проекта с участием иностранных инвесторов и ТНК из Японии, США, Китая, Турции и Европы).
Вместе с тем не все мероприятия, предусмотренные решением 23 сессии городского маслихата шестого созыва, выполнены в полном объеме.
Не в полной мере подведена недостающая инфраструктура к производственным объектам индустриального парка № 1. Не завершены работы по строительству автомобильных дорог, подключению к централизованному теплоснабжению. Из 45 введенных производственных объектов только 10 подключены к системе централизованного теплоснабжения.
Не начата работа по введению дополнительного городского автобусного маршрута на территории и пог территории Индустриального парка № 1 и по установке отапливаемых автобусных остановок.
Насколько эффективно используется коммунальное имущество города, депутаты узнали при рассмотрении вопроса «Об эффективности использования коммунального имущества, переданного в доверительное управление ГУ «Управление активов и государственных закупок города Нур-Султан».
Благодаря передаче коммунального имущества в доверительное управление бюджет города имеет дополнительные финансовые поступления. В рамках передачи объектов в коммунальную собственность в доверительное управление с правом выкупа в столице реализовано 8 проектов. Среди них Центр по поддержке детей с девиантным поведением, Центр единоборств по развитию грепплинга. Между тем у депутатов возникли вопросы о качественном использовании объектов коммунальной собственности. Нарекания были высказаны в адрес квазигосударственного сектора АО «СПК «Аstana», ТОО «Астана LRT», АО «АстанаInnovations», где нет эффективности от передачи им коммунального имущества. Этот вопрос также будет рассматриваться дополнительно.
Несвоевременно осуществляются мероприятия по оформлению правоустанавливающих документов на объекты коммунальной собственности, переданной в доверительное управление АО «СПК «Аstana», ТОО «Астана LRT», АО «АстанаInnovations». Так, лишь на 25% оформлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости общей площадью в 45 тыс. кв. м, переданные в доверительное управление АО «СПК «Аstana». Не в полном объеме проводятся мероприятия по передаче парковочных мест, что приводит к неудовлетворительному состоянию парковочного пространства города.
Депутаты решили вернуться к рассмотрению данного вопроса после представления Управлением информации в сравнительной динамике до и после передачи в доверительное управление.
С проблемами которые встречаются при внедрении современных методов в ходе реализации бюджетных инвестиционных проектов, депутаты узнали при рассмотрении вопроса «О работе ГУ «Управление регенерации городской среды города Нур-Султан» по внедрению современных методов управления всеми этапами жизненного цикла проекта в целях повышения эффективности бюджетных расходов».
Из-за некачественного планирования, недоработок в проектно-сметной документации и типовых проектах возникают проблемы со сроками сдачи проектов, что сказывается на качестве и эффективности использования бюджетных средств.
При строительстве объектов используются некачественные строительные материалы и не применяются в полном объеме новые технологии и эффективные теплосберегающие материалы.
Отсутствует взаимодействие и координация действий между участниками бюджетных инвестиционных проектов. По прежнему это, из многих проектов, которые осуществляет город.
Затягиваются сроки сдачи в эксплутацию объектов из проектов, начатых местным исполнительным органом.
По итогам рассмотрения Управлению даны конкретные рекомендации.
При активном участии членов постоянной комиссии рассмотрен вопрос «О деятельности АО «Астана Innovations» по внедрению инноваций и технологий во всех сферах жизнедеятельности города».
АО «Астана Innovations» ведется определенная работа по интегрированию различных баз данных и превращению города в современный конкурентоспособный город со сбалансированной экономической структурой.
В целях оказания поддержки стартаперам и начинающим предпринимателям разработана Дорожная карта «Астана – город инноваций».
В рамках Государственной Программы Цифровой Казахстан в городе реализуются проекты по направлениям: цифровизация здравоохранения, образования, ЖКХ, безопасность и транспорт.
Однако существует ряд проблем в вопросах внедрения инноваций и технологий во всех сферах жизнедеятельности города.
Отсутствует мониторинг сведений по созданию мобильных приложений, сайтов на основе платформы портала открытых данных города Нур-Султан.
Не уделяется должное внимание установлению камер для обеспечения безопасности граждан, особенно на окраинах города.
Имеются факты накопления большой задолженности по «Сергеку» со стороны злостных нарушителей, при этом "сгорает" большое количество штрафов.
Не решается вопрос по автоматическому определению местонахождения детей с использованием современных технологий, отсутствуют единые тарифные планы для GPS-трекеров, со стороны компаний предоставляющих сотовые услуги.
По итогам рассмотрения обращения постоянная комиссия рекомендовала ГУ «Управление по инвестициям и развитию предпринимательства города Нур-Султан» совместно с ГУ «Управление стратегического и бюджетного планирования города Нур-Султан» подготовить проект решения маслихата города Нур-Султан «Об установлении ставок фиксированного налога на территории города Астаны» с понижением ставок фиксированного налога в 2 раза и внести на рассмотрение сессии маслихата города Нур-Султан.
Однако до настоящего времени вопрос не внесен на рассмотрение сессии.
Для Казахстана развитие киберспорта, участие в международных состязаниях и чемпионатах означает создание и поддержку благоприятного имиджа страны, не отстающей от мировых тенденций в компьютерных технологиях. Это связано как раз с фиксированными ставками. Сейчас очень популярное направление и со стороны маслихата направлено письмо в Министерство финансов Республики Казахстан о внесении изменений в кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» касательно киберспорта.
В заключение хотелось бы поблагодарить членов комиссии за плодотворную и слаженную работу, за проявление большой заинтересованности в обсуждении вносимых на комиссию вопросов.
Благодарю за внимание!