О рекламе в столице
07.10.2016
Вопрос соблюдения Правил о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы на территории города Астаны обсудили депутаты на публичных слушаниях городского маслихата. По словам заместителя руководителя ГУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Астаны» Гульжан Кивеновой, в городе принимаются меры по упорядочению процесса развития рынка наружной рекламы и систематизации ее размещения с учетом сложившихся традиций, интересов города и жителей.
- 18 марта 2015 года решением маслихата были утверждены Правила о порядке размещения наружной визуальной рекламы в г. Астане. С момента их принятия и по сентябрь 2016 года с управлением архитектуры и градостроительства было согласовано 726 эскизов размещения вывесок и 542 лицам было отказано в связи с их несоответствием принятым правилам, - рассказала она.
По словам Гульжан Кивеновой, на сегодняшний день на постоянной основе специалистами управления совместно с работниками департамента государственных доходов проводятся рейдовые мероприятия по выявлению рекламы, размещаемой без разрешительных документов. По результатам рейдов вручено 1660 уведомлений разъяснительного характера о необходимости устранения нарушений. 202 объекта были демонтированы собственными силами.
- Мы направляем материалы в ДВД о выявленных нарушениях. На сегодняшний день привлечены к административной ответственности 30 лиц, в суд подано 8 исков, из них 7 исков удовлетворены. При вручении уведомления о нарушениях, если предприниматель самостоятельно не демонтирует несоответствующую рекламу, то мы направляем материалы в судебные органы для принудительного демонтажа. Ежемесячно мы направляем сведения о плательщиках и объектах налогообложения в департамент госдоходов.
Как рассказала заместитель руководителя управления, в области рекламы наблюдаются большие нарушения со стороны предпринимателей города, игнорирующих существующие правила о рекламе. С изменением закона вывеска, как объект рекламы была исключена из налогообложения, равно как и информация о режиме работы, образцы товарной продукции, информационное табло видов нефтепродуктов, а также размещение вывесок на автомобильном транспорте. Дополняя доклад коллеги, и.о. руководителя ГУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Астаны» Нурлан Камитов рассказал о проекте программы о рекламе, которая будет вскоре презентована.
- На сегодняшний момент мы продолжаем работать над проектом программы о рекламе, но эта программа должна улучшаться в сторону бизнеса и города – чтобы было всем комфортно и легко.
Состоялось оживленное обсуждение данного вопроса, в ходе которого депутат Ахылбек Куришбаев посетовал на то, что в городе много рекламы только на русском языке, и если есть перевод на казахском, то не всегда этот перевод качественный. Как выяснилось из ответа руководителя отдела ономастики ГУ «Управления по развитию языков» Алмы Шокаевой, существуют утвержденные правила размещения рекламы, которые должны быть на двух языках.
- Но есть большая проблема, суть ее заключается в том, что не все содержание рекламы можно перевести на казахский язык. Названия продукции, брендов и прочее. Есть и заказчики, которые требуют подстрочного перевода, но при этом теряется смысл рекламы на казахском языке, - рассказала она.
Еще одной проблемой, по словам Алмы Шокаевой, стало ограничение полномочий управления по развитию языков. Как оказалось, специалисты ведомства проверяют только вывески, то есть информацию о роде деятельности.
- Я предлагаю расширить наши полномочия. К примеру, название правил о рекламе звучит как «Правила о порядке и размещении рекламы», а где смысловая нагрузка рекламного продукта? Необходимо обязать бизнесменов проходить через наше управление, тогда и не будет возмущений со стороны горожан и гостей.
Депутат Рамзия Умербаева подняла вопрос социальной рекламы, баннеров с поздравлениями к праздничным датам, которые бы украсили город. В ответ заместитель руководителя ГУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Астаны» Гульжан Кивенова рассказала о заключении меморандума управления внутренней политики с бизнесменами города, согласно которому все желающие могут разместить социальную рекламу. Что касается поздравлений к праздничным датам, то уполномоченные управления должны выходить с такими предложениями самостоятельно.
Депутат Алмаз Ким предложил установить лицензирование деятельности рекламных компаний.
- Пусть они выучат правила о рекламе и объясняют бизнесменам эти правила, по которым разрешается изготовление и размещение рекламы. Если же правила не будут выполнены, то необходимо будет лишать лицензии такие компании, - предложил он.
В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Касенов Г.К., Шекенов М.Е., Ким А.Ф., Умербаева Р.Ф., Аюпов А.Б., председатель профсоюзного центра города Астаны Мынбаев С.Б., директор ТОО «Компания RekART» Абдушукуров С.М.
В завершении публичных слушаний депутаты городского маслихата рекомендовали управлениям, ответственным за облик города в части рекламы, работать более согласованно и принимать единое решение в части рекламных продуктов, которые должны соответствовать статусу столицы и предложили разработать единые правила в рамках столицы, которые можно было бы в перспективе применять во всех регионах страны.
В публичных слушаниях постоянных комиссий маслихата приняли участие секретарь маслихата Нурпиисов Ж.Г., руководители городских управлений, департаментов, представители субъектов малого предпринимательства в области рекламы, средств массовой информации.