Публичные слушания по вопросу оказания государственных услуг населению города Астаны
21.02.2024
В городском маслихате состоялись публичные слушания по вопросу «О проводимой работе по оказанию государственных услуг населению города Астаны (филиалы НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан»), iQala, iKomek109) под председательством Азамата Айтхожина.
Первым был заслушан директор филиала НАО государственная корпорация «Правительство для граждан по городу Астана» Мади Саданов.
Директор филиала сообщил, что по городу Астане функционируют 10 отделов по обслуживанию населения, два из которых являются специализированными, один для облуживания иностранцев. Специализированные центры обслуживания населения оказывают услуги по получению водительских прав, регистрации транспортных средств, а также выдаче номерных знаков. Открыты секторы «Connection point» в торговых центрах «Алем» и «Central Market» и начат прием документов на легализацию иностранных транспортных средств. Совместно с Антикором проводится работа по развитию антикоррупционного волонтёрского движения из числа студентов и членов общественных организаций. Представители волонтёрского движения, не создавая помех для работы ЦОНов, работают в качестве наблюдателей, проводят мониторинги. Для создания новой среды взаимодействия государства и граждан в Доме министерств работает Центр приема граждан, в котором в режиме онлайн оказываются государственные услуги. Кроме того, создан многофункциональный центр обслуживания предпринимателей, где бизнесмены и юридические лица могут получить нефинансовые меры поддержки благодаря сотрудничеству между Национальной палатой «Атамекен» и госкорпорацией «Правительство для граждан».
Проблемой на сегодняшний день являются лица, которые за определённую плату «помогают» людям получить бесплатные услуги. Сотрудники центров не имеют полномочий применить к ним какие-либо меры. Также директор филиала попросил оказать поддержку в приобретении помещений для размещения фронт офисов и приравнивании сотрудников ЦОНов к госслужащим.
Далее выступил Нурсултан Калдыбаев – председатель Правления АО «Астана Innovations». Он информировал участников публичных слушаний, что впервые в Казахстане по инициативе акимата столицы при содействии Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции в рамках проекта «Астана – адалдық алаңы» создан Центр городских услуг «IQala». Проект QalaQyzmet показал свою эффективность, так как способствовал минимизации взаимодействия населения с коммунальными службами.
Удобство получения услуг подтверждается возрастающим спросом от жителей города в получении услуг, оказываемых в QalaQyzmet. Оказание услуг по принципу одного окна осуществляется тремя способами. Все услуги переведены в онлайн формат, реализованы сервисы онлайн подачи заявки на въезд для грузового транспорта в столицу (зеленый коридор) и передвижения по городу для сектора малого среднего бизнеса. Также услуги оказываются путём прямых консультаций во фронт офисах, услуги можно получать во всех регионах Казахстана, с помощью смс в том числе. Более 700 тысяч услуг предоставлено за весь период деятельности. В планах дальнейшее развитие проекта QalaQyzmet.
Городской центр мониторинга и оперативного реагирования акимата города Астаны iKomek 109 состоит из Единого контакт-центра по вопросам жизнеобеспечения iKomek 109 и ситуационного центра мониторинг iKomek 109, об этом участникам публичных слушаний рассказал руководитель центра Аскар Таксимов. В данном центре интегрированы городские камеры видеонаблюдения, системы пожаротушения и мониторинга IT решений.
iKOMEK подключен к более 9 тысячам камер видеонаблюдения, расположенным на территории города: в детских садах, школах, поликлиниках и других объектах. Также камеры охватывают проезжую часть, перекрестки, места общественного скопления людей, такие как ТРЦ, мечети, крупные автобусные остановки, вокзалы. Для обеспечения более эффективной координации и централизованного мониторинга за безопасностью в самом iKOMEK располагаются сотрудники Департамента полиции г. Астаны, совместно с которыми с начала 2024 года выявлены правонарушения, часть из которых оформлена протоколом.
Депутат Бекзат Жолжаксынов выступил с критикой по поводу работы iKOMEK 109. Он отметил, что месяц назад был поднят вопрос работы инватакси. Вопрос был решён положительно, именно об этом депутат хотел сообщить сотруднику ЦОНа, имеющему инвалидность. По словам депутата, обращения, поступающие в центр, не обрабатываются должным образом, хотя основная задача центра – обеспечить высокий уровень качества обслуживания населения.
Депутат Табигат Зейнулкабден также выступил с критикой касательно нерационального использования информации от коммунальных служб, которые заранее предупреждают о том, что будут проводиться ремонтные работы, в связи с чем предстоит отключение на определенный срок. Также, по мнению депутата, некоторые вопросы следует решать в частном порядке, нужно, чтобы собственники сами решали свои проблемы (речь шла о крышках канализационных люков). Не следует переводить эти вопросы на коммунальные службы.
Депутат Габит Тажимуратов поднял вопрос по парковкам. Депутат считает, что этот вопрос нужно решать на уровне управления транспорта.
Председатель постоянной комиссии Азамат Айтхожин задал вопрос, как руководство центра решает вопрос с «помогайками», какая работа проводится. По мнению председателя комиссии, должно быть общественное порицание действиям таких лиц.