Работа общественного транспорта в столице
24.01.2024
Вопросу повышения качества работы общественного транспорта в городе Астане и планах работы на текущий год было посвящено заседание постоянной комиссии по вопросам строительства, экологии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства под председательством Владислава Сергеева.
Асхат Карагойшин – руководитель управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры рассказал о текущем состоянии автобусных маршрутов и обустройстве остановочных павильонов. В 2024 году ожидается пополнение автобусного парка почти на 100 единиц, впоследствии планируется закуп ещё 200 единиц транспорта. По словам руководителя управления, одной из самых значительных проблем в сфере общественного транспорта является безбилетный проезд жителей города. Другим вопросом, требующим принятия безотлагательных мер, он назвал дефицит водителей, не хватает порядка 1100 специалистов.
И.о. председателя правления ТОО «City Transportation Sistems» (CTS) Абат Шыныбеков сообщил, что деятельность предприятия направлена на создание комфортных и безопасных условий перевозки населения столицы. 48% жителей города пользуются услугами общественного транспорта. В ходе выступления Шыныбеков отчитался о проделанной работе за 2023 год и планах по улучшению качества работы общественного транспорта на текущий год.
Накануне заседания депутаты провели мониторинг по вопросам работы общественного транспорта. По мнению депутата Кендебая Адамбека, спикеры достаточно опытные, квалифицированные специалисты с уже сложившимися знаниями и навыками в данной отрасли, от которых все ждут более впечатляющих достижений. Как председатель постоянной комиссии по бюджету, он отметил, что вопрос субсидирования пассажирских перевозок будет детально рассмотрен в ходе заседаний. Депутат попросил направить в маслихат информацию по нерешённым вопросам, в том числе социальным вопросам, касающимся улучшения жилищных условий работников предприятия. На одном из заседаний шла речь о выделении земельного участка под жильё для работников автопарков, но предложений от управления не поступало. Также, по мнению депутата, руководители обошли молчанием ряд проблемных вопросов. По поводу изменения маршрутов нужно принять решительные меры. Вопросы разгрузки дорожной сети должны были реализовать в рамках проекта, о котором сегодня не вспомнили. Известно, что 20 тысяч обращений на телефон службы IKomek касаются несоблюдения интервала и вторая проблема – нехватка специалистов. Получается, что 50% обращений из-за двух нерешённых вопросов. Депутаты постоянной комиссии мониторили 9 маршрутов и обращения граждан по поводу несоблюдения интервала могут подтвердить. Однако, как отметил Адамбек, есть изменения в лучшую сторону по сравнению с итогами мониторинга прошлого года.
Депутат Азамат Айтхожин выразил благодарность за оперативное решение вопросов жителей, проживающих в Мичурино, Учхоз, Куйгенжар. Депутат предложил завершить проекты по строительству дорог, которые нерадивые подрядчики не реализуют с 2021 и 2022 года. Совместно с акиматами районов нужно провести ревизию остановочных павильонов. Айтхожин предложил теплые остановки строить преимущественно на окраинах и начать строительство моста через железнодорожные пути в жилом массиве Железнодорожный, в районе старого кинотеатра Строитель.
Депутат Бауыржан Смаилов выступил по поводу недовольства жителей 15 округа работой общественного транспорта, в частности маршрута автобуса 64.
Председатель маслихата Ерлан Каналимов напомнил, что депутаты в прошлом году направили ряд предложений. По мнению Каналимова, нужно изучать опыт работы крупнейших мегаполисов, где общественный транспорт работает по кольцевой линии. Принцип довезти жителя из одной точки до другой не целесообразен, потому что город стремительно растёт. Сколько не закупается автобусов, их всегда будет не хватать. Разговор о том, что 20-30% жителей не оплачивают проезд ведется не первый год. Представители управления уверяли депутатов, что будет создана новая система оплаты, но обещание не выполнено. Данный вопрос требует изучения, депутаты предлагали перенять опыт Канады, например. При разработке новых маршрутов опираться следует на поступающие обращения, провести общественные слушания по данному вопросу. Есть ли смысл создавать новые маршруты, в которых нет необходимости. Нужно наконец решить вопросы конечных остановок, оснастить их туалетами, столовыми, чтобы водители могли полноценно отдохнуть. Депутаты предлагали рассмотреть этот вопрос и подготовить бюджетную заявку на выделение финансирования. Следующий вопрос, который поднял председатель маслихата, касался потока пассажиров из прилегающих к столице населённых пунктов, относящихся к Акмолинской области. По итогам анализа порядка 80-100 тысяч граждан ежедневно приезжают в город. Управление обещало увеличить количество транспорта на маршруте автобуса 322 с интервалом в 1 час, 34 маршрут с интервалом 25 минут, 306 маршрут. По факту интервалы намного больше и автобусов катастрофически не хватает. По мнению председателя маслихата, чтобы владеть ситуацией нужно провести анализ обращений граждан, поступивших на номер 109, и подготовить Дорожную карту по реализации всех проблемных вопросов.
Касательно категории Д депутат Габит Тажимуратов уточнил, в профильное министерство было направлено письмо. Ответ был следующего содержания, вопрос может быть решен только при содействии МВД РК. Неизвестно, решается ли данный вопрос сегодня. Также депутат поднял вопрос по поводу изменения схемы маршрутов автобусов в своем округе. Жители по ул. Онгарсыновой и Венского квартала просят изменить маршрут, чтобы дети без опозданий добирались до школы.
Депутат Сауле Самидин считает, что при закупе новых автобусов важно помнить о безопасности водителей. Она напомнила о случае, произошедшем в Алматы, когда от ударов пассажира водитель потеряла сознание, в результате погибли люди. Также, по мнению депутата Самидин, до завершения строительства школ нужно строить дороги и предусматривать места для остановок и временных парковок. В качестве примера она привела ул. Кайсенова, где рядом расположены три школы и не проходит ни одного маршрута автобусов. По словам депутата, в первую очередь при создании новых маршрутов нужно учитывать социальные объекты.
О своих результатах мониторинга общественного транспорта рассказал депутат Канат Естек. Он отметил, что в течение 51 минуты ждал автобус 11, водитель жаловался на плохую работу микрофона, отсутствие информационных табло на части остановок, туалетов для водителей. Вопрос поднимался депутатами с 2012 года и до сих пор не решён. В промышленной зоне на железнодорожных путях автобус днищем задевает пути. В ходе мониторинга данного маршрута депутат стал свидетелем ДТП. В связи с этим депутат предложил раз в месяц проводить выездные совещания, чтобы оперативно реагировать на жалобы жителей.
От имени жителей жилого массива Уркер выступила Бахаргуль Тулеген. Жители жалуются на непродуманное расположение остановок и нехватку автобусов.
Председатель маслихата Ерлан Каналимов поддержал коллег по поводу строительства теплых остановок, однако они требуют ухода, это вторая сторона медали. Со времени передачи теплых остановок районным акиматам их состояние ухудшилось. В связи с этим Каналимов предложил провести рабочее заседание с участием акимов пяти районов города, управления транспорта, СТС, ДП и обсудить вопросы приоритетного размещения остановок возле социальных объектов, на окраинах города, в местах наибольшего скопления жителей.
Председатель постоянной комиссии Владислав Сергеев в завершение заседания отметил, что депутаты готовы оказать содействие заинтересованным органам и организациям в решении проблемных вопросов, разработке транспортной концепции, предварительной подготовки к закупу новых автобусов, созданию электронной системы оплаты для минимизации бесплатного проезда пассажиров.