Внеочередная сессия: утверждение отчета об исполнении бюджета за 2022 год
30.05.2023
Состоялась внеочередная сессия по вопросу об утверждении отчёта по исполнению бюджета за 2022 года под председательством Ерлана Каналимова.
Руководитель управления финансов Алиби Жумаев доложил о динамике исполнения бюджета по поступлениям, в том числе по собственным доходам: налоговым поступлениям, неналоговым поступлениям, поступлениям от продажи основного капитала. Бюджет города исполнен на 98,3 %. Жумаев представил также информацию об исполнении бюджета в разрезе администраторов бюджетных программ.
Иманжусуп Акпомбаев – председатель Ревизионной комиссии сообщил депутатам, что по результатам аудита большинство рекомендаций было выполнено государственными органами.
В 2022 году исполнение бюджета осуществлялось при положительном росте экономики, увеличении ВРП на 3,4 %. В структуре потребительских расходов жителей города больше половины занимают расходы на питание. Таким образом растёт число лиц, нуждающихся в государственной поддержке. Формирование бюджета также вызывает вопросы, в течение года проводилось 5 уточнений, 18 корректировок, и план расходов увеличился на 63%. План подготавливается без предварительного глубокого анализа. При этом неисполнение бюджета составило 16 млрд. тенге. Данный факт, по мнению председателя Ревкома, свидетельствует об отсутствии анализа рисков со стороны администраторов и недобросовестное отношение к денежным средствам, выделенным из вышестоящего бюджета.
Кайсар Манкараев – руководитель управления экономики и бюджетного планирования информировал, что в Плане развития столицы предусмотрено 93 мероприятия, направленные на рост благосостояния и качества жизни населения города. Манкараев подробно остановился на ситуации по расходам в социальной сфере: образовании, здравоохранении, социальной адресной поддержке нуждающихся граждан, поддержке МСБ.
Председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства Кендебай Адамбеков представил Заключение постоянной комиссии, где отметил, что согласно статье 130 Бюджетного кодекса РК на совместных заседаниях постоянных комиссий городского маслихата был рассмотрен годовой отчет местного исполнительного органа об исполнении бюджета столицы за 2022 год.
Согласно Отчету увеличились поступления в бюджет, которые выросли на 30%. Треть доходов составляют трансферты, собственные доходы составили 64% от поступлений.
Вместе с тем, по расходной части администраторами бюджетных программ не обеспечено полное освоение бюджетных средств. Освоение составляет 98,3 %, неисполнение 1,9%. Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2023 года увеличилась по сравнению с 2021 годом в 2,2 раза.
Вся задолженность, 98,6% от общего объема, на протяжении последних лет продолжает числиться на Управлении топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, Управлении строительства, Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом вышеуказанными администраторами бюджетных программ работа по снижению задолженности ведется не на должном уровне.
В целом основными причинами неосвоения бюджетных средств, по словам Адамбекова, являются - некачественное планирование бюджетных средств администраторами бюджетных программ, необеспечение полноты и достоверности информации к расчетам, содержащимся в бюджетных заявках, которые приводят к неэффективному использованию средств, нарушениям в сфере государственных закупок, в том числе несвоевременное принятие мер по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, отсутствие мониторинга по исполнению договоров, низкий уровень разработки проектно-сметной документации и другое.
Депутаты заявили, что рассматриваемый вопрос является чрезвычайно важным. Значительные денежные средства возвращены в РБ, в тоже время в городе не решаются многие вопросы из-за отсутствия финансирования. Кроме того, депутаты озвучили предложение рекомендовать обеспечение проведения конкурсных процедур по закупкам, товаров, работ и услуг с учётом поддержки местных товаропроизводителей в той мере, которая не противоречит международным договорам. Депутаты выразили возмущение по поводу принципа формирования расходов, в результате которого окраины города получают меньше денежных средств на решение текущих вопросов.
Председатель маслихата напомнил депутатам, что с самого начала определили 10 направлений деятельности согласно поручениям Главы государства, Регламенту маслихата, предвыборным программам, также есть программа развития территорий, поэтому в работе с государственными органами следует иметь ввиду эти программные документы.
Депутат Владислав Сергеев отметил, что раньше администраторы программ ссылались на невозможность проводить конкурсные процедуры в срок. Комментарии управления экономики сводятся к тому, что конкурсные процедуры можно проводить в декабре, многое зависит от расторопности администраторов. Сергеев попросил управление активов подготовить обновлённую информацию по всем госзакупкам, чтобы разобраться, кто заранее подает заявки, кто затягивает сроки. В июле на следующем уточнении нужно принимать меры по отношению к администраторам.
Председатель маслихата Ерлан Каналимов отметил, что вопрос исполнения бюджета находится на контроле маслихата. По вопросу дебиторской задолженности попросил подготовить представление на имя акима по руководителям трех управлений.
Все вопросы, вынесенные на повестку дня сессии депутатами были рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.