Деятельность АО «СПК «Астана»
25.02.2022
В городском маслихате под председательством Владислава Сергеева прошло заседание постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства.
На повестке дня вопрос «Об эффективности использования АО «СПК «Астана» денежных средств, выделяемых из бюджета города Нур-Султан на реализацию его деятельности».
В соответствии с постановлением акимата от 26 января 2022 года АО «СПК «Astana» передано Управлению по инвестициям и развитию предпринимательства сообщил депутатам Куаныш Сапаров, заместитель руководителя управления (до этого рабочим органом было управление активов и государственных закупок).
В целом деятельность СПК направлена на улучшение ситуации с активами, на привлечение инвестиций и организацию малого и среднего бизнеса. Для функционирования стабилизационного фонда выделены средства из бюджета, для займов с целью приобретения кредитного жилья, приобретения техники, финансового лизинга ТОО «Астана Тазалык» и ТОО «Астана Зеленстрой», приобретения производственной базы, создания Зелёного пояса столицы, приобретения сельхозтехники для «Астана Орманы». С 2017 по 2019 годы СПК производила закуп продовольственных товаров в период сбора урожая, в период снижения закупочных цен.
Значимым направлением в деятельности СПК является выдача займов на кредитное жильё, на завершение программы «Нурлы жер» выданы денежные средства для ЕКК на строительство и завершение 42 жилых комплексов, их завершение позволит ввести в строй 192 тысячи кв. м. жилья.
Рустем Куанышбаев, председатель правления АО «СПК «Астана», доложил, что деятельность СПК гораздо шире, чем об этом информировал заместителя руководителя управления, так как он остановился на управлении деятельностью, связанной с выделением средств из бюджета. В настоящее время СПК отходит от практики непосредственного закупа продовольственных товаров и переходит на механизм кредитования.
По поводу строительства кредитного жилья председатель правления отметил, что в данной ситуации СПК выполняет роль финансового оператора.
Также Рустем Куанышбаев отметил, что часто задаются вопросы по объединению активов под СПК, он пояснил, что финансовые институты большей частью отказывались кредитовать или давать лизинг коммунальным предприятиям. Однако 3-4 года назад уровень износа коммунальной техники был очень высок и СПК выступил как финансовый инструмент, активы были консолидированы под одним предприятием, в результате БРК-лизинг выдал лизинг - более 400 единиц техники и оборудования. В целом по поддержке бизнеса он сказал, что СПК развивает программу 1000 мест, уже создано более 1000 рабочих мест, в сфере инвестиций в строительство СПК выступает для инвесторов одним окном по работе с местными исполнительными органами. Также СПК занимается вопросами цифровизации, к примеру, проект IQala, который неплохо зарекомендовал себя в период пандемии, когда выезды и въезды в город были закрыты, все оформлялось через IQala.
Депутат Бауржан Джангунаков озвучил вопросы от граждан, начал депутат с вопроса по передаче культурных, социальных объектов в доверительное управление, основной задачей которой является снижение нагрузки на бюджет. Выполняются ли цели и задачи СПК, судя по отчётам аудита, не на высоком уровне выполнение. Существенным недостатком, отмеченным в аудиторском отчёте, является отсутствие в Плане развития общества показателей результативности деятельности, поэтому не представляется возможным дать оценку по достижению прямых и конечных результатов, эффективности в управлении коммунальным имуществом в связи с отсутствием показателей эффективности. К примеру, спортивный комплекс «Барыс Арена» и ледовый дворец «Алау» как заложили 3 млрд тенге в год изначально, так и до сих пор и выделяется каждый год по 3 млрд. тенге. На низком уровне результативность некоторых проектов, например, три снегоплавильные машины, приобретённые на 850 млн. тенге, которыми город не пользуется, какие меры приняты, кто вёл этот проект. Далее депутат затронул вопрос строительства овощехранилищ. В прошлом году депутаты посетили склады, у СПК склады полупустые, а арендуют у других фирм на 60%, на 25% дороже. Предложение депутата - изменить существующую систему договорных обязательств между СПК и партнёрами, депутаты готовы вместе поработать над этим вопросом. СПК должно рассчитать эффективность и рентабельность проекта и только после этого заключать договор.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов затронул вопрос по строительству трёх оптово-распределительных центров за счёт частных инвестиций. Депутаты просили детальную информацию, паспорт объектов, механизм их работы, нет никакой информации, в том числе на какой стадии стройка. Второй вопрос по обращению на имя акима города по подключению к газу от 28 октября прошлого года от имени 23 субъектов, которые работают в СЭЗ «Астана – новый город», платят налоги и обеспечивают граждан рабочими местами. Из управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства (УТЭК) поступил ответ, что на сегодняшний день управление ожидает подтверждения объёмов природного газа от АО «КазТрансГаз Аймака», в случае подтверждения, управление приступит к разработке проекта по строительству газораспределительных сетей в районе СЭЗ «Астана – новый город», завершение проектируется в 2022 году. К УТЭК обратились реальные налогоплательщики, те, кто дают доход, такой ответ никого не должен устроить. По данному вопросу следует разобраться и информировать депутатов.
К СПК вопрос по поводу «Астана Орманы», государственное предприятие, которое в единственном лице занимается вопросами Зелёного пояса столицы. Сейчас предприятие в минусе по доходам. Каналимов отметил, что изучил работу предприятий, которые перешли в СПК, нет ни одного предприятия с плюсовым доходом. Следует жёстко контролировать бюджет этих предприятий, нет должного контроля за инвестпрограммами монополистов, которых вверили СПК. АРЭКом в 2021 году не исполнено 77%, поэтому постоянные аварии, прорывы на сетях, обесточивание, трансформаторные подстанции не работают. В рамках инвестпроекта они должны приводить всё в порядок, однако они этого не делают.
Главная задача СПК - сдерживание цен на основные продовольственные товары. Это очень сложный вопрос с учётом роста инфляции. Все фьючерские контракты следует заключить до конца февраля для раннего бронирования на продукты питания у сельхозпроизводителей, профинансировать их. Финансирование выделяется, но качество продукции, которая входит в потребительскую корзину, плохое. В январе мониторинговые группы ходили по супермаркетам и эту работу должны проводить на системной основе. Если у СПК нет возможности организовать мониторинговые группы, маслихат готов подключить Общественный совет, молодёжь, волонтеров для 16 магазинов.
По итогам аудиторского отчёта Каналимов отметил, что есть объективные и субъективные причины, СПК следует в письменном виде представить информацию по исполнению замечаний. СПК не принимает мер в отношении компаний, в том числе монополистов, к административной ответственности. И привлекать к работе необходимо не людей с опытом работы в бюджетной сфере, госуправлении, а опытных предпринимателей, которые сумели поставить на конвеерный уровень свои предприятия. Следует внедрять проекты, направленные на реализацию принципа «бережливое производство».
Депутат Лязат Разбекова-Тулеуханова поддержала секретаря маслихата по вопросу о продовольственном обеспечении населения, по мнению депутата, меры, принимаемые акиматом по стабилизации цен, крайне неэффективны. Депутат предлагает внедрить бесплатные продовольственные карточки для категории СУСН и усилить меры по проведению информационной работы с населением.
Депутат Нурлан Купешов затронул вопрос по поводу финансирования социально значимых товаров. Поставщики сами предлагают проводить раннее финансирование в феврале, так как позднее финансирование приводит к тому, что они сами кредитуются. Этот вопрос можно решить таким образом, профинансировать большие гипермаркеты, у них есть залоговое имущество, и товар, минуя посредников, будет поступать на прилавок.
СПК управляет финансовыми вопросами, техническое сопровождение обеспечивают управления. Все предприятия квазигосударственного сектора в убытке, чтобы дальше не образовывались дебиторские задолженности, можно сделать так, чтобы деньги напрямую отправлялись ТЭЦ, АРЭК и т.д. К примеру, Астанаэнергосбыт требует оплаты за электроэнергию по завышенным ценам. Населению предлагают старые счётчики, не внедряя инновационные, которые могут дистанционно подавать сведения по показаниям на счётчиках. Нет пока модернизации в сфере ЖКХ и энергетики в столице. Центру занятости выделяются финансы на организацию молодёжной практики и трудоустройство. Депутат предложил, чтобы СПК совместно с Жас Отаном содействовала устройству активных студентов, чтобы они проходили практику на производстве. Существует кадровый резерв на управленцев, нужно создать такой резерв на специалистов столичных предприятиях.
Депутат Нурдаулет Оразханов обратился к председателю правления СПК по поводу нежилых помещений, которые находятся в ведении СПК. Депутат сказал, что поступают обращения от представителей НПО, желающих открывать реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями. Также есть обращение от многодетных семей касательно открытия офиса, в соответствии с постановлением акимата выделено по ул. Е 15, помещение 33 для Центра «Зелёные технологии», однако СПК договор не заключила, а данное помещение собирается передать под пекарню. Депутат просит информировать как пекарню можно отнести к социальному проекту, и как СПК контролирует это вопрос.
Председатель постоянной комиссии попросил СПК в месячный срок подготовить информацию по всем вопросам и внести предложения по их решению. Во-первых, по поводу АО «Астана-Зеленстрой», основная функция которого озеленение путём выращивания растений в теплицах. Известно, что с каждым годом идёт спад объёмов по выращиванию цветов для озеленения, ранее до 5 млн., потом 3,5 млн. Следует подумать о строительстве новых теплиц для круглогодичного использования, для цветов, в зимнее время для зелени (укроп, петрушка и пр.), которые закупаем за рубежом. Касательно АО «Астана Тазалык» председатель постоянной комиссии сказал, что в прошлом году было закуплено 207 единиц техники, при этом предприятие арендует на огромные средства (на 1,5 млрд. тенге) технику, а своя техника простаивает. Если нужны именно самосвалы, нужно приобрести их, в летнее время их можно сдавать в аренду строительным организациям. Это вопрос эффективного менеджмента, если на бюджетные средства приобретается техника, следует приобретать то, что им на самом деле необходимо. Третий вопрос касался эффективного использования транспорта, получается, что сведения через GPS-навигаторы одни, по путевому листу сведения водителей другие. Программа не доработана, зачем до сих пор используются путевые листы. В связи с этим растут расходы на бензин, дизтопливо, многие до сих пор пользуются талонами, хотя некоторые перешли на карточку, привязанную к определённому автомобилю. СПК нужно внести предложения по улучшению ситуации по этим вопросам.