Началось обсуждение проекта трёхлетнего бюджета столицы
08.11.2021
В городском маслихате под председательством Талгата Нарикбаева прошло заседание постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и работе с общественностью.
В ходе заседания постоянной комиссии обсуждался вопрос «О проекте бюджета на 2022-2024 годы».
Руководитель управления экономики и бюджетного планирования Кайсар Манкараев информировал депутатов о параметрах трёхлетнего бюджета, сформированного с учётом текущей ситуации и скоректированных прогнозных индикаторов развития столицы на период до 2026 года.
Объём валового регионального продукта за первое полугодие 2021 года составил 3, 210 млрд. тенге с ростом на 5,1% к соответствующему периоду 2020 года, доля региона в валом внутреннем продукте - 10%.
По прогнозам поступления в 2022 году вырастут на 18,5% по сравнению с утвержденным бюджетом на 2021 год и составят 391 046,8 млн. тенге. На 2023 год прогноз бюджета по собственным доходам (без учета поступлений от продажи гражданам квартир) определен в сумме 416 0470,9 млн. тенге, с ростом против прогноза 2022 года на 31 001,1 млн. тенге, или 8,1%. Собственные доходы города Нур-Султан по поступлениям на 2024 год составит в сумме 401 320,1 млн. тенге.
На расходы Департамента полиции на трехлетний период предусмотрено 38 млрд. 834,7 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 12 млрд.944,9 млн. тенге.
На расходы уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны предусмотрено 2 млрд. 459,5 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 957,8 млн. тенге.
На расходы аппарата акима города Нур-Султан на трехлетний период предусмотрено 5 млрд. 711,1 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 1 млрд.903,7 млн. тенге.
На расходы управления внутренней политики на трехлетний период предусмотрено 4 млрд. 895,8 млн. тенге; управления по вопросам молодежной политики на трехлетний период предусмотрено 1 млрд.766,9 млн. тенге, управления по делам религии на трехлетний период - 707,6 млн. тенге.
В ходе обсуждения проекта бюджета на трёхлетний период депутаты маслихата задавали вопросы основному докладчику и администраторам бюджетных программ.
Как отметил депутат Талгат Кожахметов, известно, что в первую очередь финансируются текущие программы, а программы развития, всё, что связано с Дорожной картой, финансируется с опозданием. Вопрос - управления УТЭК, транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, строительства не потеряют запланированное финансирование в текущем году.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов внёс уточнение по обсуждаемому вопросу, он сказал, что на заседании депутаты обсуждают минимальные суммы доведённых лимитов на трёхлетний период по текущему и местному содержанию. Основной бюджет развития (новое строительство, капитальный ремонт и т.д.) по всем администраторам будет дополнен в мае июне следующего года после общереспубликанского уточнения. Минимально, предполагаются 4 корректировки по местному бюджету и отдельно по республиканскому бюджету.
Председатель комиссии Талгат Нарикбаев попросил объяснить, как формируется проект бюджета на основании поданных бюджетных заявок администраторов. Депутата интересовало, обращался ли городской Департамент полиции (ДП) с бюджетными заявками. Он был возмущён тем, что на капитальные расходы ДП заявка не была принята, хотя состояние здания находится в неудовлетворительном состоянии. Главным ответственным лицом является управление экономики и бюджетного планирования, и оно должно знать реальную ситуацию, тщательно рассматривать все вопросы совместно с администраторами заявок. ДП увеличение всего лишь на 500 млн., хотя известно, что полиция отвечает за один из самых сложных участков.
Депутат Гульжамал Джапарова отметила, что на сегодняшний день ДП работает в плане снижения роста преступности, но оно не готово к новым вызовам, обеспечению кибербезопасности, например, разного вида мошенничествам с банковскими картами. Должны быть заложены существенные денежные средства на модернизацию работы полиции.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов дополнил, что перераспределение возможно в рамках трёхлетнего лимита. Аким города поддержал инициативы депутатов по приоритетам развития ДП, ДЧС, жилого массива Юго-Восток, здравоохранения. По 4 этим программам необходимо добиться полного финансирования.
Выступил Госман Жакин, заместитель начальника Департамента полиции столицы, который сообщил депутатам, что по программе 001 на трехлетний период предусмотрены 35 млрд.737,2 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 11 млрд.912,4 млн. тенге. По программе 003 предусмотрено 43,4 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 14,5 млн. тенге на вознаграждение гражданам, оказавшим помощь в охране общественного порядка (453 чел.). По программе 004 - 54,1 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 18,0 млн. тенге на проведение информационно-пропагандистской работы, выявление и сокращение распространения наркотиков, снижение количества наркозависимых. По программе 007 - 3,0 млрд. тенге, в 2022 году – 1,0 млрд. тенге.
Председатель постоянной комиссии Талгат Нарикбаев высказал недовольство по поводу непредставления руководством ДП бюджетной заявки касательно приобретения здания Сарыакинского районного отдела полиции. Основная задача ДП – это обеспечение безопасности, но для того, чтобы данная работа выполнялась качественно, необходимы определённые условия. Сократилось количество инспекторов ювенальной полиции, это вопрос МВД, но ДП необходимо заявлять об имеющихся проблемах, чтобы решить проблемы, накопленные в течение многих лет.
Депутаты указали на поздние сроки подключения части школ к системе видеонаблюдения, которое задержалось из-за обновления программы, необходимость увеличения заработной платы сотрудникам полиции (30%) до уровня военнослужащих (60%), а также необходимость оперативного решения проблемы со зданием РУВД Сарыаркинского района,так как здание находится в аварийном состоянии.
Выступил заместитель начальника Департамента по чрезвычайным ситуациям столицы Дамир Ермагамбетов о предполагаемых расходах по программе 005 на трехлетний период - 2 млрд. 459,5 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 957,8 млн. тенге. Также он подчеркнул, что в течение трёх лет планируется завершить поэтапное погашение арендуемых с последующим выкупом (2-х лизингов 10-ти ед. и 48-и ед.) специальной пожарной техники.
Проблемы, касающиеся ремонта зданий, приобретения техники решаемые, важно обратить внимание на уровень заработной платы сотрудников, соцобеспечения и страховки сотрудников, решение этой проблемы решит и проблему кадрового потенциала ДЧС считает депутат Назгуль Магжанова. Много денег тратится на озеленение, на праздничное оформление города и т.д., а базовые потребности, повышение заработной платы, например, откладываются на потом.
Депутат Владислав Сергеев поддержал коллегу и внёс предложение о более тщательном рассмотрении финансирования объектов образования, спорта, культуры, которое зачастую нельзя назвать целесообразным. Например, строительство ФОКа обойдётся бюджету в 1 млрд. тенге, хотя все знают об опыте ЗКО, где спортивные учреждения строят за 92 млн. тенге. Управлению строительства необходимо изучить положительный опыт возведения объектов с минимальными затратами.
Иначе задача по увеличению количества спортивных объектов и соответственно их доступности будет реализовываться очень долго.
Депутат Бауржан Джангунаков обратился с вопросом к заместителю начальника ДЧС по поводу мониторинга стоимости спецтехники (8 автомобилей на сумму 6 млрд. тенге). Проведён ли мониторинг и что сделано ДЧС по данному вопросу.
Председатель постоянной комиссии Талгат Нарикбаев предложил ДЧС предоставить информацию о проведённой работе.
Выступил Мурат Берикболов, начальник Департамента по делам обороны и сказал, что есть проблема по призывному пункту района Байқоңыр, так как второй этаж здания находится в частной собственности (ул. Иманбаева, 17). По призывным пунктам районов Сарыарка и Есиль вопрос практически решён.
Выступил заместитель руководителя аппарата акима города Жусуп Жумагулов и сказал, что все заявки в рамках предоставленных лимитов на 2022 год поддержаны. На расходы аппарата акима города Нур-Султан на трехлетний период предусмотрено 5 млрд. 711,1 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 1 млрд. 903,7 млн. тенге. Деятельность аппарата акима города Нур-Султан будет реализовываться в рамках шести текущих бюджетных программ, в том числе по программе 010 «Мероприятия в рамках исполнения всеобщей воинской обязанности» на трехлетний период предусмотрено 691,7 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 230,6 млн. тенге на оплату труда учетных работников и технического персонала призывных комиссий, по программе 011 «Подготовка территориальной обороны и территориальная оборона города республиканского значения, столицы» на трехлетний период предусмотрено 120,0 млн. тенге, по программе 012 «Мобилизационная подготовка и мобилизация города республиканского значения, столицы» на трехлетний период предусмотрено 1 млрд. 122,4 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 374,1 млн. тенге на обеспечение деятельности КГУ «Центр по обеспечению гражданской обороны».
Депутаты выступили с критикой по поводу деятельности КГУ «Центр по обеспечению гражданской обороны», относительно приобретения противогазов (как часто аппарат акима их закупает, как часто приходится использовать их, и с какой целью проводится закуп противогазов), закупа компьютеров для сотрудников аппарата акима и районных акиматов, которые сами готовят бюджетные заявки для материально-технического оснащения сотрудников.
Председатель постоянной комиссии Талгат Нарикбаев запросил детальную информацию о закупе компьютеров для сотрудников аппарата акима.
Руководитель управления внутренней политики Даурен Бабамуратов информировал депутатов, что на расходы управления внутренней политики на трехлетний период предусмотрено 4 млрд. 895,8 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 1 млрд.631,9 млн. тенге. По программе 005 «Услуги по проведению государственной информационной политики» на трехлетний период предусмотрено 2 млрд. 452,5 млн. тенге, по программе 013 «Обеспечение деятельности Ассамблеи народа Казахстана города республиканского значения, столицы» на трехлетний период предусмотрено 526,4 млн. тенге, в том числе в 2022 году – 175,5 млн. тенге, в том числе содержание КГУ «Қоғамдық келісім» (25 шт.ед.).
Депутаты подняли вопрос о значительных бюджетных тратах, направленных на содержание ТОО Elorda Agparat, в состав которого входят республиканские газеты Вечерняя Астана, Астана Ақшамы.
Депутат Азамат Айтхожин отметил, что управлению внутренней политики необходимо работу в плане информационного освещения деятельности управления, государственных органов их подведомственных организаций проводить на системной основе и с использованием инновационных технологий.
Расходы на газеты, которые не многие читают, депутат Владислав Сергеев счёл слишком большими и нецелесообразными. Он предложил выпускать информационный листок, который обойдется городскому бюджету гораздо дешевле. Также он усомнился в целесообразности проведения социологических исследований практически каждым управлением.
Талгат Нарикбаев предложил пересмотреть бюджет управления внутренней политики, так как считает, что информационные ресурсы работают неэффективно, а также посетить офис ТОО Elorda Agparat, встретиться с коллективом.