Доступность общественного транспорта для маломобильных групп
25.06.2021
В городском маслихате под председательством Батыра Котырева прошло заседание постоянной комиссии по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
Депутаты рассматривали вопрос о работе общественного транспорта, в том числе о его доступности для маломобильных групп населения.
Председатель Батыр Котырев в начале заседания информировал депутатов о том, что на заседании отсутствует руководитель ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры» Жансултан Сапарбаев, присутствуют заместитель руководителя ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан» Ержан Диханбаев и председатель правления ТОО «City transportation systems» Бекмырза Игенбердинов. Большинством голосов депутаты предложили провести заседание постоянной комиссии.
Также председатель комиссии сообщил участникам заседания, что накануне заседания депутаты провели рейд и подготовили отчет о совместном рейде депутатов маслихата города Нур-Султан и представителей общества инвалидов с целью изучения доступности общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями.
Заместитель руководителя ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан» Ержан Диханбаев информировал депутатов, что общественный транспорт города (городской и пригородный маршруты) обслуживают 6 автобусных парков с общим количеством подвижного состава 1145 единиц автобусов. Для обеспечения беспрепятственного пользования общественным транспортом людей с ограниченными возможностями приобретено 988 автобусов с откидным устройством (трапом).
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 года № 476 при проведевеличение количества автобусов на социальных маршрутахнии государственными органами конкурсов на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров, участники конкурса с транспортными средствами, приспособленными для доступа инвалидов-колясочников, имеют приоритет.
В Центре квалификации специалистов транспорта города Нур-Султан предусмотрено обучение водителей по обслуживанию пассажиров с ограниченной возможностью.
В настоящее время в проектах строительства и ремонта улиц и дорог в обязательном порядке предусматриваются условия для передвижения маломобильных групп населения.
Председатель правления ТОО «City transportation systems» Бекмырза Игенбердинов сказал, что 76% автобусов оборудованы пандусами, и это очень хороший показатель, один из лучших по республике. По согласованию с акиматом города приостановлено движение экспресс-маршрутов и автобусов, приобретённых ранее, до 2012 года, без пандусов, не приспособленных для обслуживания инвалидов. Так же он отметил, что на сегодня все жилые массивы обеспечены общественным траспортом
На период карантина ежедневно первозились более 7 тысяч сотрудников медицинских организаций, для чего было задействовано более 200 автобусов. В настоящее время на транспорте сохраняются ограничительные меры, ношение медицинских масок, перчаток, полная дезинфекция автобусов, установка сантайзеров.
С 2020 года проведён комплекс мероприятий по маршрутной сети, запущены 5 дополнительных маршрутов, улучшена схема 20 маршрутов, обновлен подвижной состав на 10 маршрутах. Решены вопросы дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшены подъезды, посадочные карманы к 33 остановкам.
В Центре квалификации специалистов транспорта города введено онлайн обучение водителей, курсы повышения квалификации для водителей коммунальных служб. В марте 2020 года совместно с перевозчиками введен бесплатный проезд для несовершеннолетних до 18 лет при наличии соответствующей траспортной карты, осуществляется поддержка детей из малообеспеченных и многодетных семей. Полностью исключена оплата проезда наличными средствами.
Совместно с городским управлением цифровизиции и государственных услуг начата работа по созданию единой траспортной карты.
Для улучшения траспортной системы подключено 236 светофоров, установлено 186 табло. Ведутся работы с ТОО «Астана тазалык» по диспетчерезации движения спецтехники, для уменьшения потока автомобилей в часы пик и обеспечения безопасности движения.
Проводится работа с «ASTANA BIKE», в городе 150 велостанций, наблюдается положительный эффект от запуска этого проекта.
До конца года будет произведён запуск 8 новых маршрутов, перераспределение графиков за счёт увеличения маршрутов.
Председатель постоянной комиссии задал вопрос председателю правления в связи с чем только 76% автобусов оборудованы пандусами и почему приобретаются автобусы с механическими средствами. Также он отметил, что 69% жалоб в центр IKomek касаются общественного транспорта.
Директор автобусного парка №1 прокомментировал ситуацию по жалобам касательно водителей автобусов, нарушающих правила ПДД, по ним сразу принимаются меры и информация направляется в управление транспорта, и в Центр квалификации специалистов транспорта.
Председатель постоянной комиссии Батыр Котырев сказал, что за несколько минут до начала заседания к депутатам обратилась жительница города Мауар Мустафина через Фейсбук, которая пожаловалась на работу общественного транспорта, 24 июня в 20.50 на остановке ж/д вокзала все автобусы разворачивались и уезжали в парк.
Председатель правления ответил, что по системе посмотрят и определят какие автобусы раньше времени завершили работу и направят информацию о принятых мерах.
Котырев Б. К. обратил внимание руководителей, что необходимо не просто направить информацию о принятых мерах, а нужны предложения по системному улучшению ситуации с общественным транспортом. Есть Центр диспетчеризации, через который можно добиться улучшения дисциплины водителей.
Депутат Ерлан Дакенов отметил, что депутатами рейды проводятся часто и не по наслышке знают о проблемах, многие имеющиеся в автобусах пандусы находятся в нерабочем состоянии, грязные. В автобусном парке №7 депутаты убедились, что с водителями не проводится постоянный инструктаж. Второй вопрос касательно автобусов 5 и 16, обсуживающих агрогородок, в некоторые автобусы инвалидная коляска не помещается.
Депутат Серик Тусупов предложил увеличить количество автобусов в часы пик, по улице Мангилик ел, например, с 17.30 начинаются пробки, проехать невозможно, по улице Сыганак невозможно перейти улицу, сейчас началась работа по строительству пешеходного перехода. В сторону улицы Калдаякова ходит один 21 маршрут.
Депутат Нурдаулет Оразханов задал вопрос относительно маршрута в поселок Заречный, ходил 19 маршрут, в настоящее время его убрали. Депутат попросил предоставить обоснование по поводу ликвидации маршрута и какие будут приняты меры по обслуживанию жилого массива Заречный.
Депутат Бауржан Джангунаков сказал, что в информации указано, что 40% автобусов находятся на стоянке в собственном боксе. На 2021 год предусмотрено 1 млрд. 650 млн. тенге из бюджет на аренду боксов. Депутат предложил эти средства использовать на строительств боксов для стоянки автобусов, это будет намного эффективней. Примерная стоимость ангара из сэндвич панелей на 2400 кв. метров 200 млн. тенге и ставится в течение 2 месяцев, а простой из профилей, стоит 120 млн. тенге. Нужны свои производственные площади, а не арендовать их.
Выступил Ардак Отарбаев, представитель Общественного объединения инвадидов Центра «Независимая жизнь «Дос», паралимпиец, касательно графика работы водителей, есть ли условия в трудовом договоре с водителями об обеспечении услуг для инвалидов, наряду с медицинским обследованием проводится ли инструктаж по обслуживанию инвалидов в общественном траспорте, так как среди них есть инвалиды, которые не могут двигаться вообще, есть инвалиды, которые испытывают боль при неосторожном обращении с ними. На фотографиях видно, что места для инвалидов не обеспечены ремнями безопасности.
Председатель постоянной комиссии Котырев Б.К. сказал, что в ходе рейдов депутаты выявили ряд замечаний, которые требуется устранить, не работают информаторы, выбоины на дорогах и тротуарах, мешающие входу в автобус, нарушение правил при входе и выходе пассажиров, не везде раотают кнопки и не всегда водители на них реагируют, на теплых остановках USB не работает, некоторые модульные остановки стоят закрытые.
Председатель правления Бекмырза Игенбердинов ответил, что остановки передаются на баланс районных акиматов, хотя жалобы по-прежнему поступают в управление транспорта.
Председатель постоянной комиссии Котырев Б.К. предложил направлять информацию по жалобам в маслихат, особенно по людям с ограниченными возможностями, так как они имеют массовый характер. Следует пересмотреть отношение к работе с пассажирами инвалидами. Следует внедрять в систему работы общественного транспорта чек-лист с вопросами для водителей, в случае появления пассажира инвалида водитель обязан и т.д.
Депутат Назгуль Макжанова спросила в каком документе записаны обязанности водителя при обслуживании инвалидов.
Председатель постоянной комиссии Котырев Б.К. рекомендовал представителю управления транспорта сделать короткую выписку из правил, касающуюся оказания помощи водителя инвалидам, и разместить её в начале и конце салона автобуса.
Труд водителя очень тяжелый, много обязанностей, следует признать, что работа тяжелая. Дополнительно депутаты обратились относительно лояльности выдачи водительской категории D, в своё время соблюдалась иерархия. Водители с категорией D, водители автобусов были наверху иерархии, и, как правило, данную категорию нужно было заслужить.
Депутат Аскар Смагулов задал вопрос руководителям автопарков, автобус выходит на линию с нерабочей кнопкой, не работающим пандусом, отсутствуют ремни безопасности для инвалидной коляски. Техническое состояние автобуса проверяется, а необорудованный автобус выходит на маршрут, это совершенно недопустимо.
Выступила заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля по городу Нур-Султан Айгуль Шагалтаева о несоблюдении всеми масочного режима, есть замечания по ношению масок водителями, в часы пик усилить контроль и мониторинг по соблюдению масочного режима, обработки автобусов, продумать возможность включения в приложение Ashyq.
Однако депутаты, проводившие не один рейд заявили, что по поводу ношения масок никаких претензий ни к водителям, ни к пассажирам не было.
Председатель постоянной комиссии Котырев Б.К. в конце заседания перечислил рекомендации депутатов по итогам рейдов:
- усилить работу по инструктажам водителей автобусов по обслуживанию людей с ограниченными возможностями,
- предусмотреть возможность оборудования автоматическими пандусами,
- снабдить места для инвалидов ремнями безопасности;
- анализировать необходимость внесения поправок в нормативные акты в части искоренения лояльности по выдаче водительской категории D;
- направить предложения по совершенствованию общественного транспорта столицы.