Продолжается обсуждение отчёта об исполнении бюджета за 2020 год
26.05.2021
В городском маслихате под председательством Нурлана Купешова прошло совместное заседание постоянных комиссий на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
В ходе совместного заседания постоянных комиссий состоялось обсуждение отчёта об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2020 год по вопросам социально-культурного развития, бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства.
По основному вопросу повестки дня первым выступил Алиби Жумаев, руководитель ГУ «Управление финансов города Нур-Султан», который информировал депутатов об исполнении бюджета в разрезе администраторов бюджетных программ.
В начале выступления он говорил о поступлении в бюджет города за истекший год и перевыполнении на 35 899,7 млн. (105,4%). Суммарный объем собственных доходов составил 361 717,4 млн. тенге, в том числе по налогам поступило 332 479,7 млн. тенге. Он уточнил, что основное перевыполнение доходной части бюджета обеспечено за счёт налоговых поступлений.
В соответствии с бюджетным законодательством с 1 января 2020 года поступление корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса осуществляется в местный бюджет. В связи чем одна из основных сумм перевыполнения составила по поступлениям корпоративного подоходного налога – 13 604,0 млн. тенге (при плане 62 550,1 млн. тенге поступило 76 154,0 млн. тенге).
В прошлом году Управлением финансов был организован выпуск государственных ценных бумаги на сумму 93578 млн. тенге, в том числе более 49 млрд. тенге на реализацию программы Нурлы жол, на сумму 44 млрд тенге были выпущены облигации.
Расходы бюджета города Нур-Султан за 2020 год составили 658 708,6 млн. тенге, или исполнены на 98,9 % (план 665 934,3 млн. тенге).
Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 1,1 %, или 7 225,8 млн. тенге.
Далее Алиби Жумаев предоставил подробную информацию по исполнению бюджета в разрезе администраторов бюджетных программ.
Депутат Азамат Айтхожин высказал критические замечания в адрес руководителя управления спорта, где не освоено 7781,2 млн. тенге.
Докладчик в своём выступлении сказал, что за счет средств республиканского бюджета не освоено – 159,2 млн. тенге, в связи с несвоевременным представлением актов выполненных работ по текущему ремонту воздухоопорного сооружения надувного футбольного поля КГУ «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №8». Депутата возмущает этот факт, потому что 6 месяцев в городе холодный период, а из-за халатного отношения руководителя задерживается ремонт школы.
Вторым по основному вопросу выступил председатель Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан Иманжусуп Акпомбаев. Он представил сравнительные данные по итогам 9 месяцев 2019 и 2020 годов. Акпомбаев И. обратил внимание участников совместного заседания на ухудшения положения с ВРП столицы.
Кроме того, он, как и предыдущий выступающий отметил, что наблюдалось увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Увеличение в основном наблюдалось за счёт налоговых поступлений, трансфертов и займов.
Акпомбаев И. сказал, что планомерно направляются трансферты из республиканского бюджета, в текущем году на сумму 253,6 млрд. тенге, но значительная сумма была возвращена по причине нерационального использования средств республиканского бюджета. Он ещё раз подчеркнул, что из года в год растёт дебиторская задолженность и составляет 44,6 млрд. тенге, увеличение на 5,1 млрд. тенге, имеются риски потерь дебиторской задолженности прошлых лет, не менее 16,5 млрд. тенге. Кредиторская задолженность уменьшилась на 42,8%, что составляет 11,3 млрд. тенге. Увеличился долг местного исполнительного органа и составил 230594,1 млрд. тенге.
По аппаратам акимов районов столицы недостатки имеют системный характер, среди них ненадлежащее исполнение работниками аппаратов своих функциональных обязанностей. Такие же недочёты выявлены в процессе аудита исполнения бюджета управлениями города.
Председатель Ревизионной комиссии представил итоги аудиторского мероприятия по консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, выявлена недостоверность валюты баланса консолидированной финансовой отчетности бюджета на сумму 2 113 162,8 млн. тенге (89,4%). По результатам аудиторского мероприятия были направлены письма с предложениями по внесению изменений в действующее законодательство в уполномоченные центральные государственные органы: МНЭ РК, МФ РК. МЗ РК, МТСЗН РК.
Алмат Сейткулов, заместитель руководителя ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Нур-Султан» информировал депутатов об уровне инфляции, которая составила 107,7%, в том числе на непродовольственные и продовольственные товары, платные услуги. Выросло количество представителей малого и среднего бизнеса. В городе 14 переуплотнённых школ, есть школы с трёхсменным обучением, аварийные школы отсутствуют.
Общеизвестно, что в 2020 году была приобретена модульная конструкция для размещения инфекционных больных в комплекте с медицинским оборудованием.
В рамках Дорожной карты занятости создано более 16 тысяч рабочих мест, план был 15253 рабочих места, перевыполнение составило 5,4%.
Депутат Лязат Разбекова-Тулеуханова задала вопрос касательно мер, предпринимаемых управлением экономики и бюджетного планирования для устранения ошибок в работе руководителей государственных органов по эффективному исполнению бюджета, а также почему так мало реализуется проектов ГЧП, хотя известно, что из бюджета расходуются немалые средства на разработку конкурсной документации, проведение государственной экспертизы, подготовку ПСД. Из 47 проектов ГЧП договора подписаны только по 14 проектам. Что нужно сделать, чтобы в будущем не допустить подобную ситуацию.
Депутат Алтыншаш Табулдина также обратилась к докладчику по поводу проектов ГЧП. Сколько проведено экспертиз, какие суммы были потрачены, и какие проекты, на которые были потрачены финансовые средства не реализованы, по какой причине. Есть ли проекты, на которые были потрачены средства, но они не были реализованы, так называемые проблемные проекты. На разработку проекта сколько денег требуется в среднем. Необходимо просчитывать риски. К тому же Ревизионная комиссия отмечает системные ошибки, которые повторяются из года в год. Какие системные ошибки видит управление экономики и бюджетного планирования в планировании бюджета, которые не устраняются, и назовите главные причины таких ошибок.
Депутат Азамат Айхожин предложил Алмату Сейткулову подготовиться и в следующий раз ответить на заданные вопросы по проблемным проектам ГЧП.
Депутат Лязат Разбекова-Тулеуханова сказала, что вопрос эффективного планирования всегда очень важен и предложила разработать совместный план мероприятий, чтобы эти вопросы отрабатывать сообща. Она попросила предоставить информацию в письменном виде касательно Программы развития столицы на 2016-2020 годы. Какие мероприятия реализованы, какие показатели не достигнуты и почему.
Депутат Талгат Нарикбаев выразил возмущение по поводу неэффективного использования бюджетных средств, огромных сумм, упомянутых в отчёте Ревизионной комиссии. Что в данной ситуации делает акимат. В связи с этим следует заслушать курирующего заместителя акима города и подготовить на имя акима предложения касательно ответственности руководителей государственных органов. В такое время нельзя позволять разбрасываться такими суммами. В столице много нерешённых проблем, в том числе с внутренней безопасностью, общественной и пожарной безопасностью, масса проблем с открытием дворовых клубов. Он предложил обратиться к акиму города, чтобы были приняты конкретные решения в отношении тех руководителей, кто ответственен за эффективное использование бюджета. Это не должно восприниматься как норма. Из отчёта Ревизионной комиссии следует, что растёт долг местного исполнительного органа, за счёт чего образовался долг в 230 млрд. тенге и кому акимат должен.
Депутат Лязат Разбекова-Тулеуханова обратилась к руководителю управления финансов по поводу искажений, выявленных Ревизионной комиссией у администраторов бюджетных программ. Почему происходят такие ошибки. Какие меры профилактического, упреждающего характера проводятся. Есть ли план мероприятий по устранению ошибок.
Депутат Азамат Айхожин задал вопрос, какие меры принимаются в отношении руководителей за неисполнение бюджета. Он предложил тем руководителям, которые исполняют бюджет на 100% дополнительно выделять средства из перераспределённых средств. Также у него возник вопрос касательно недовыполнения бюджета управлением занятости и социальной защиты населения. Он напомнил участникам, что заседание протоколируется и выразил мнение, что руководителей нужно наказывать таким образом, чтобы на следующий год управление недополучило ровно ту сумму, которая была неэффективно использована. Всем известно, что впервые в истории команда ДЮСШОР №8 вышла в 1/8 финала и уже сейчас заработала 5 млн. тенге, простая спортивная школа.
Депутат Бауржан Джангунаков поблагодарил председателя и членов Ревизионной комиссии за подготовку отчёта на государственном и русском языках. Он предложил, чтобы управления также отчитывались раз в год. Депутат задал вопрос, в отчёте прозвучало, что выпущено ценных бумаг на 93 млрд., из них 53 млрд. тенге по программе Нурлы жол, и 44 млрд. тенге для проведения антикризисных мер. Под какой процент и на сколько лет. 1% от 93 млрд. тенге составляет 930 млн. тенге, на чьи плечи ложатся эти деньги. Кто платит или будет платить вознаграждение и в рамках какого бюджета, республиканского или местного. В отчёте отмечено, что в районе Байқоңыр заменено светильников 1100, в районе Алматы – 3005, в районе Сарыарка – 2000, в районе Есиль – 4000 светильников. За год заменили 10000 светильников. Хотелось бы получить информацию о том, где хранятся светильники, если утилизировали пусть районные акиматы предъявят акт, если лежат где-то на складе, соответствующие документы, там же включена значительная сумма на монтаж/демонтаж.
Депутат Нурдаулет Оразханов сказал, что в отчёте есть информация, что 416 детям с ограниченными возможностями оказана помощь на дому, на какую сумму, созданы рабочие места для какой категории населения, сколько из них постоянные, сколько временные. Много вопросов относительно такой информация, нужен конкретный ответ, сколько денежных средств было выделено, какие при этом были достигнуты результаты. Второй вопрос по управлению занятости и социальной защиты населения. К депутатам обращается много людей по разным поводам, и каждый второй по поводу выплаты АСП по причине потери работы. При этом управлением не освоена значительная сумма. Во время встреч с детьми-инвалидами задаются вопросы по техническим средствам, предметам гигиены.
Председатель совместного заседания постоянных комиссий Нурлан Купешов задал вопрос по Программе развития столицы на 2016-2020 годы, на сколько была выполнена данная программа и какие показатели были достигнуты в процентном соотношении. Он попросил предоставить ответ по исполнению программы в письменном виде. Председателю Ревизионной комиссии он предложил ещё раз информировать депутатов по допущенным нарушениям в разрезе районных акиматов.
Депутат Алтыншаш Табулдина спросила, кого из руководителей наказали за неэффективное планирование. Недочёты бывают разного характера, системные или с большими коррупционными рисками. Она предложила заслушать службу внутреннего аудита аппарата акима, который более детально может предоставить информацию. Те системные недочёты, когда не хватает знаний у бухгалтеров, где нужно обучать их это одно дело, но есть недочёты, связанные с коррупционным рисками, поэтому она предложила заслушать отчёт внутреннего аудита.
Депутат Азамат Айтхожин поинтересовался, влияет ли административное нарушение на дальнейшую службу в государственных органах. Работа первых руководителей очень ответственная, нельзя перегибать палку с наказаниями, чтобы они в период проверки могли устранить недостатки. Администраторам программ необходимо чётко ставить задачи по исполнению бюджета, и предупреждать, что в случае неосвоения бюджета на следующий год у них могут забрать неосвоенную сумму. Поэтому акимату следует обратить внимание на подготовку профессиональных кадров.