Заседание постоянной комиссии по вопросу эффективного использования бюджетных средств
28.04.2021
В городском маслихате под председательством Нурлана Купешова прошло заседание постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
Об эффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального и жилищного строительства докладывал руководитель городского Управления строительства Арсен Жангасканов. Он отметил, что в период с 2018 по 2020 годы управлению строителства было направлено на сферу социального жилищного строительства 156,3 млрд. тенге, в 2021 году – 73,4 млрд. тенге, в том числе, на развитие объектов образования.
Для решения проблемы переуплотненности школ в 2018-2020 году введены в эксплуатацию объекты образования, 11 общеобразовательных школ на 11100 мест, 10 пристроек к школам на 4812 мест и два ТиПО на 1600 мест, проведена инженерно-коммуникационная инфраструктура в детский сад в жилом массиве Комсомольский и детский сад на 240 мест южнее Коргалжынского шоссе, введен в эксплуатацию детский сад для детей с нарушением зрения. В 2021 году планируется строительство 7 общеобразовательных школ на 8400 мест, 1 пристройки на 600 мест.
В 2020 году начато проектирование строительства перинатального центра на 250 коек, центра ПМСП на 150 посещений в смену в пос. Интернациональный, а также приемно-диагностический комплекс при объединении Городская больница № 2 и Перинатальный центр № 1, будет начато проектирование трёх объектов здравоохранения.
За период с 2018 по 2020 годы введено 16 МЖК - 3381 квартира.
Содокладчиком выступил председатель Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан Иманжусуп Акпомбаев, который информировал депутатов о том, что Ревизионной комиссией проведено две проверки эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального и жилищного строительства.
Государственный аудит показал следующие проблемы и недостатки. Меры, принимаемые для решения проблем развития сети объектов образования, не достаточны. Так, если в решении проблем дошкольного образования, в основном за счёт привлечения инвестиций частных организаций, удалось снизить дефицит мест до 63,6% (12110 мест), то дефицит школьных мест увеличился на 21145 мест. Отсутствует четкий механизм взаимодействия между управлениями образования, архитектуры и градостроительства, управлением строительства, монторинг количественных и качественных харктеристик, влияющих на строительство объектов образования. Это, в свою очередь, влияет на строительство объектов социальной значимости.
Допущены серьёзные ошибки при внесении измененй в ПСД по четырём объектам, необоснованно завышена стоимость объектов. Имели место факты оснащения школ компьютерами более низкого качества, чем предусмотрено ПСД. Нарушением является отсутствие утверждённых типовых проектов общеобразовательных школ, что оказывает влияние на удорожание сметной стоимости. Проблемой является несвоевременная передача наружных инженерных сетей в коммунальную собственность.
Также Ревизионной комиссией совместно со Счётным комитетом проведён государственный аудит использования бюджетных средств, выделенных на развитие столицы, в том числе на антикризисные меры.
Аудит показал, что имеются нарушения Закона РК «О строительстве». В управлении строительства дебиторская задолженность составляет 74 млрд. тенге.
Депутат Батыр Котырев выступил с критикой по поводу недостатков строительства социального жилья. Было организовано посещение трёх объектов жилья, домов № 43, 45, 47 по улице С 409, выделенного для бюджетников, среди них бюджетные работники, пенсионеры, дети-сироты. Депутаты убедились, что кровля находится в плачевном состоянии. Общеизвестно, что такие дефекты ухудшают эксплуатационные качества не только кровельных покрытий, но и здания в целом. Дом был сдан с некачественной кровлей из-за нарушений требований строительных норм. Ливневая канализация, приемники в неудовлетворительном состоянии, поэтому необходимо сформировать комиссию. К доработке дефектных актов, которые составлены инициативной группой, нужно подключить членов Жилищной комиссии. Необходимо разработать четкий план действий, создать комиссию, чтобы она определила фронт работы, сколько финансовых средств понадобится для ремонта. Проблемы здесь следующие, некачественное строительство, приёмка и ответственность должностных лиц за прием некачественного объекта.
Выступила председатель ТОО «Дружный двор», которое обслуживает три дома по улице С 409. Она информировала депутатов, что дома были построены по госпрограмме в 2014 году, сданы в 2015 году. С весны 2016 года в домах началась проблема с кровлей. Застройщиком являлся Номадстрой.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов поддержал предложение о создании комиссии и рекомендовал руководителю управления строительства проработать этот вопрос с управлением жилья и жилищной политики, а также управлением контроля и качества городской среды.
Депутат Нурдаулет Оразханов сказал, что основной вопрос следует задать управлению строительства, которое принимает такие объекты, тем более такие факты не единичные. По факту - нет контроля за процессом строительства объектов, нет контроля за качеством строительных материалов. Кто в итоге ответит за прием некачественных объектов.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов информировал депутатов по ситуации в доме по ул. Кошкарбаева , это долгострой, строительство которого завершили совместными усилиями. На ремонт дома было выделено из бюджета 90 млн. тенге, сейчас он проводится.
Депутат Талгат Нарикбаев выступил с предложением, ужесточить контроль со стороны акимата за процессом строительства для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям регламентов. Также он предложил обратиться в Агентство по противодействию коррупции, чтобы исследовать этот вопрос, определить ответчиков, во избежание несчастных случаев из-за халатного отношения к приему объектов социального строительства.
Депутат Ерлан Дакенов сказал, что к нему обратились жильцы дома по улице Карасай батыра, 24, дом сдали, прилегающая территория не благоустроена, отсутствует паркинг.
Председательствующий Нурлан Купешов задал вопрос докладчику касательно выбора локации объектов социального строительства, почему в местах большого скопления МЖК не строятся школы, детские сады, поликлиники. Почему данный вопрос не решается коллегиально заинтересованными государственными структурами.
Депутат Батыр Котырев отметил, что существуют нормативы, на 1000 жителей необходимо строительство школы на определенное количество мест. Эти ГОсты никто не отменял, и если бы управление строительство в своей деятельности придерживалось этих норм, сейчас в столице не было бы проблем с переуплотнённостью школ.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов отметил, что вопросы перуплотненности находятся в ведении управления образования, потому что именно управления образования ведет мониторинг школ с двухсменным, трехсменным обучением. По объектам здравоохранения все данные в управлении здравоохранения. Система планирования даёт сбой, поэтому этот вопрос нужно обсужать с учётом роста населения, с учётом генплана, с учётом реальных потребностей населения. В состав комиссий входят депутаты, следует глубоко изучить эти вопросы. Также депутатам можно принимать участие в приемке социальных объектов с выездом на место.
Депутатами проведён анализ, который показал, что с 2019 года в 40 многоквартирных жилых домах, где проживает порядка 5000 человек, есть проблемы, по благоустройству, по низкому качеству строительно-монтажных работ, по сети, не переданной на баланс, сырости, конденсатам. Подготовлен перечень таких домов, есть пример, когда дом сдан два года назад, а сети до сих пор не переданы. При этом никто из государственных органов не привлекает к ответственности подрядчиков через суд, в этой связи необходимо создать рабочую группу по всем проблемным вопросам, чтобы профильные управления доводили до конца все вопросы.
По итогам обсуждения с учетом замечаний и предложений депутатов будет вынесено соответствующее постановление и направлено для исполнения в уполномоченные государственные органы столицы.