Совместное заседание депутатской фракции партии «Nur Otan» и постоянных комиссий маслихата
09.12.2020
В столичном маслихате прошло совместное заседание депутатской фракции партии «Nur Otan» и постоянных комиссий маслихата на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
На повестке дня было обсуждение вопросов предстоящей очередной сессии маслихата.
О бюджете города Нур-Султан на 2021-2023 годы докладывал Кайсар Манкараев, руководитель управления экономики и бюджетного планирования.
При подготовке бюджета в центре внимания были задачи, обозначенные в Послании Президента народу Казахстана, прогноз социально-экономического развития столицы, и приоритетные направления расходования бюджета в соответствии со стратегическими программами.
В начале выступления Манкараев К. остановился на итогах социально-экономического развития столицы за первое полугодие 2020 года.
«Объем валового регионального продукта за I полугодие 2020 года составил 3 031,5 млрд. тенге, с ростом на 4% к соответствующему периоду 2019 года. Доля региона в ВВП – 10,7%. В сфере МСБ по итогам первого полугодия объем выпуска продукции составил 2 685 млрд. тенге с ростом на 3,8% к аналогичному периоду прошлого года» - сказал Манкараев К.
Руководитель управления экономики и бюджетного планирования в своём выступлении подчеркнул, что значительная статья расходов запланирована на социальную сферу.
Так, на расходы управления образования предусмотрено на трехлетний период 399 млрд. 054,8 млн. тенге из них МБ - 227 млрд 899,9 млн. тенге, РБ - 171 млрд 154,9 млн. тенге , в 2021 году МБ – 77 млрд 095,5 млн. тенге, РБ 40 млрд 284,5 млн. тенге, в том числе на общеобразовательное обучение, реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков с проблемами в развитии, социальное обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения и т.д.
Значительные денежные средства предусмотрены на расходы управления занятости и социальной защиты на трехлетний период предусмотрено 53,3 млрд. тенге, в 2021 год - 17 млрд. тенге 854,1 млн. тенге, (РБ 5 млрд. 951,7 млн. тенге, МБ 11 млрд. 902,4 млн. тенге), в том числе на обеспечение занятости и реализации социальных программ; предоставление специальных социальных услуг для престарелых и инвалидов в медико-социальных учреждениях (организациях) общего типа, в центрах оказания специальных социальных услуг, в центрах социального обслуживания; государственная адресная социальная помощь; социальную помощь отдельным категориям нуждающихся граждан и др.
На расходы Управления общественного здравоохранения на трехлетний период предусмотрено 27 млрд. 500,4 млн. тенге, в 2021 году - 9 млрд. 793,6 млн. тенге, (из РБ 2 млрд. 808,6 млн. тенге, МБ - 6 млрд. 985 млн. тенге), в том числе на услуги по охране материнства и детства, обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение, централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения, дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и многое другое.
Депутат Зейнулла Шибкенов задал вопрос по ситуации по управлению транспорта, где по программе 004 «Обеспечение функционирования автомобильных дорог» в 2021 году предусмотрено 5,5 млрд. тенге.
«С чем связано уменьшение трансфертов управлению транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, это грозит невыполнением обязательств по строительству дорог на окраинах, где ещё около 50% предстоит сделать, заложенной суммы даже на Жана Жол не хватит» - спросил депутат.
Манкараев К. ответил, что часть расходов планируется из местного бюджета и эти средства не уменьшались, часть расходов из республиканского бюджета, расходы не были поддержаны. Трансферты отрабатываются администраторами с министерством индустрии и инфраструктурного развития.
Депутатом Мирасом Шекеновым были подняты вопросы в сфере здравоохранения.
«Я побывал в поликлинике №14, это новая поликлиника, которая находится в старом здании за театром К. Байсеитовой. Финансирование идёт из ФОМС, но сейчас город должен поучаствовать в судьбе этой поликлиники. Эта поликлиника обслуживает 30 тысяч населения старого города, где много людей преклонного возраста. Семиэтажное здание находится в бедственном состоянии. Хочу обратиться к вам и управлению общественного здравоохранения, чтобы мы нашли возможность профинансировать из местного бюджета хотя бы подготовку ПСД, или заложить в Дорожную карту занятости» - сказал Шекенов М.
Докладчик ответил, что по поликлинике №14, по ремонту здания отработают с управлением здравоохранения. Есть инвестор из Турции, который будет заниматься железнодорожной больницей.
Муратов Тимур, руководитель управления общественного здравоохранения, сказал, что 23 ноября текущего года была открыта новая поликлиника №14, она отделилась от железнодорожной больницы.
«Вы знаете, что железнодорожная больница много лет капитально не ремонтировалась, медицинское оборудование также находится в плачевном состоянии. На следующий год согласно действующему законодательству самой организацией проводится работа по подготовке ПСД, так как это учреждение на праве хозяйственного ведения. К поликлинике приказом прикреплены 30 тысяч населения, это значительный бюджет, если успеем зайдём в Дорожную карту занятости, не успеем, зайдём в 2022 году, это фактическая ситуация. Часть железнодорожной больницы вошла в состав городской больницы №3. Сейчас идёт работа с инвесторами из Турции по созданию совместного предприятия через органы юстиции, потом предстоит передача в доверительное управление и далее они приступят к зданию, оборудованию» - сказал Муратов Т.
И.о. секретаря маслихата Шайдаров М. задал вопрос о строительстве пристройки к поликлинике №1.
«Прозвучало, что ПСД готова, однако, в письменном ответе управления экономики и бюджетного планирования указано, что бюджетная заявка не вносилась. Вопрос выделения средств будет рассмотрен после рассмотрения бюджетной заявки с обосновывающими документами согласно действующему законодательству. Почему не подали бюджетную заявку? Вопрос нужно было решить в этом году, это старый город и население, в основном, преклонного возраста. Мы говорили о возведении лифта, я приглашал главного врача, вся документация есть. Многие депутаты 6 созыва завершают работу и опасаюсь, что этот вопрос так и не будет решён» - сказал Шайдаров М.
Муратов Т. ответил, что управление вносило заявку на капитальный ремонт, реконструктивную часть будем подавать в ходе уточнения бюджета.
«Сначала хотели разобраться с капитальным ремонтом, здание старое, часть нужно отремонтировать, а пристройка это не простой вопрос. Задержка вышла из-за того, что пытались найти инвестора и передать в доверительное управление с обязательством, чтобы они построили ещё здание или пристройку, что они сочтут нужным» - сказал Муратов Т.
Манкараев К. поддержал предложение и.о. секретаря маслихата и сказал, что сейчас готовится пул проектов для включения в Дорожную карту занятости.
«Поменялись правила, только внесли на рассмотрение руководства страны, там будет рассматриваться строительство и реконструкция здания, если в итоге вырастет количество рабочих мест. Это основное условие. Если поликлиника будет расширяться, штат увеличиваться, создаваться постоянные рабочие места, проект может зайти в Дорожную карту занятости» - отметил Манкараев К.
Депутат Еркегалий Есенжолов обратил внимание участников заседания на тот факт, что в прошлом году управлению транспорта выделялось 40 млрд. тенге, а в 2021 году - 20,3 млрд. тенге.
«Мы говорим, город растёт, 3 млн. квадратных метра будет сдано, но мы же видим дефицит тепла по городу очень значительный 300-400 гигакалорий. Значит ТЭЦ-3 строить не будем? Это, например, как если бы человек покупал мебель, люстры, а дома нет. Так и у нас в городе получается, мы строим дома и всё остальное, а источника тепла нет. Больницы, дороги строим новые, а старые не ремонтируем. 10 млрд. тенге на содержание Есильского акимата, 7 млрд. тенге на район Байконур, это же аппарат. А 40 млрд выделить на строительство ТЭЦ-3 мы не можем. Мы же говорим от имени избирателей, нам нужны поликлиника №1 и поликлиника №14» - сказал депутат.
Манкараев К. попросил дать ему слово, чтобы ответить на заданные вопросы.
«Я хотел уточнить, что имел ввиду, что это будет республиканский бюджет, государственная программа Дорожная карта занятости. То, что выделяем районам, это деньги на саночистку территорий, озеленение и т.д. Что касается ТЭЦ-3, ПСД по ней зашла на экспертизу и ещё не вышла. Существуют определенные бюджетные процедуры, сначала готовится ПСД, потом проходит госэкспертиза, только после этого определяется источник финансирования. Без госэкспертизы никто источник финансирования назначать не будет. По УТЭК бюджет на самом деле маленький, потому что значительную часть составляли трансферты из республиканского бюджета. В прошлом году было 60 млрд. тенге, в этом году – 16 млрд. тенге. Трансферты из республиканского бюджета уменьшены по всем направлениям, а социальные обязательства мы должны закрывать по любому. После 20 декабря пройдёт Межведомственная комиссия под председательством заместителя Премьер-Министра Ералы Тугжанова, на которой будут утверждать Дорожную карту занятости. У акима города вопрос по строительству ТЭЦ-3 на особом контроле» - сказал Манкараев К.
Депутат Қарақат Абден сказала, что, обсуждая бюджет следующего года, прогнозные данные по налоговым поступлениям складываются на основании реальных поступлений этого года.
«Не секрет, что страна переживает экономическую нестабильность, предпринимательская активность заметно упала, тем не менее поступления по налогам исполнены. Каким образом они исполнены? Не сидят ли здесь в структуре авансовые платежи? Вопрос к управлению активов и государственных закупок. Какую часть из поступлений составляют авансовые платежи?» - спросила депутат.
Руководитель управления анализа и рисков Департамента государственных доходов по городу Нур-Султан Гульжан Кауменова ответила, что в налогооблагаемой базе за 2020 год авансовые платежи не сидят, оплата субъектов малого бизнеса из республиканского бюджета перешла в местный бюджет, это порядка 60 млрд. тенге. С начала текущего года департаментом была проделана большая работа по изысканию дополнительных резервов. Дополнительно было изыскано 14 млрд. тенге, ещё от камерального контроля за счёт взыскания задолженности за прошлый период, за счёт непроизводственных платежей и др.
Депутат Илья Мещеряков сказал, что у него несколько вопросов к управлениям.
«При первом рассмотрении было порядка 2 млрд. тенге, сейчас остался 1 млрд. тенге. Какие программы были срезаны? Второй вопрос по УТЭКу по плану ввода жилья в городе. Поднял данные по вводу - от 2 до 3 млн. кв. метров. Мы говорим, что обеспечим всех, будем строить, а теплоэнергии не хватает. Управление УТЭК даже без газификации в сложной ситуации, мы продолжаем ставить огромные задачи, обещаем, что сдадим квартиры в срок, мы не выполняем обещания данные населению по обеспечению жилья. Я посмотрел у нас 2,5 млрд. тенге уходит на освещение улиц. Управление УТЭК занималось «умным освещением», с помощью которого обещали экономию расходов на 60 %. Прошу пояснить, почему цифры на расходы у нас растут? Что касается аппарата маслихата. Сейчас мы находимся в зале, где предусмотрено 30 рабочих мет для депутатов. Сумма 139 млн. тенге не меняется из года в год. А сейчас по новым правилам будут освобождённые должности, которые войдут в штат. Это минимум 2 комиссии по бюджету и социальная. Мы в бюджете развития города не видим сумм, которые предусмотрены на сотрудников. Три года назад мы поддерживали проект «умное освещение», которое должно было до 60% сэкономить нам расходы на элктроэнергию. Есть результат? Мы утверждаем бюджет, а потом будет уточнение» - сказал депутат.
Манкараев К.ответил , что, когда вносили предложения по управлению охраны окружающей среды, никто не знал точно, будет ли работать дальше республиканская программа Дорожная карта занятости.
«Мы отправили пул проектов, сейчас нам довели лимиты 25 млрд. 152 млн. тенге, поэтому часть проектов управления уйдёт в эту программу, будет утверждаться на МВК. По освещению улиц, ежегодно строим порядка 25-30 дорог, которые нужно освещать. По данному вопросу мы можем выслушать районные акиматы. Что касается маслихата, депутатский корпус будет увеличен после 10 января. Сейчас на содержание маслихата денег хватает, после того, как пройдут выборы, депутаты примут решение об увеличении штата, деньги будут дополнены. Здесь никаких проблем не будет» - сказал Манкараев К.
Мешеряков И.отметил, что на прошлой неделе он поднимал вопрос о том, чтобы найти администратора, который бы изъявил бы желание закупить оборудование для технического и химического анализа синтетических наркотиков.
«В рамках министерства юстиции есть лаборатория, которая занимается этим, но в срок до 30 дней, то есть определить наркотик или не наркотик, чтобы проводить дальше следственные действия. Несколько лет идёт инициатива сделать закуп оборудования для города, для того, чтобы выявлять синтетические наркотики до 1200 разновидностей за 11 минут. Сравните 30 дней и 11 минут. Сегодня никто из администраторов, мы в том числе, не ставим вопрос о том, что наркотики захлестнули наш город, в виде конфет, жевательных резинок, соли и прочего. Система самоуправления никак не инициирует закуп оборудования, которое стоило 130 млн. тенге, а сейчас из-за курсовой разницы стоит 380 млн. тенге. Мы подвергаем риску нас, наших детей и внуков. Прошу до сессии поднять и рассмотреть этот вопрос, найти администратора. Это наш бюджет, это наш город. Это должно быть решение руководства города совместно с нами» - сказал депутат.
Докладчик сказал, что местный бюджет финансирует только работу местной полицейской службы, это участковых и патрульнопостовую службу. Контроль за наркотическими средствами за республиканским бюджетом. Это нужно обращаться в МВД РК.
Мукашев А. выступил по поводу лаборатории. В настоящее время для определения наркотиков нужно приобрести оборудование, это Центр химических экспертиз, который относится к департаменту юстиции, ДВД каких-либо экспертиз по наркотикам не проводит.
Депутаты предложили Департаменту юстиции до начала очередной сессии направить в письменном виде информацию об условиях закупа оборудования для города по выявлению синтетических наркотиков.
Депутат Мирас Шекенов поддержал коллег и предложил вынести этот вопрос на комиссию партийного контроля, потому что синтетические наркотики - это серьёзная проблема, привыкание происходит мгновенно.
Руководитель городского управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Тұлеген Кұлұшев выступил по вопросу о ходе реализации Программы газификации города Нур-Султан, проекте, направленного на повышение качества жизни населения и улучшение экологической ситуации столицы.
Кулушев Т. отметил в своём выступлении, что строительство 1-й очереди проекта с 9 пусковыми комплексами начато осенью 2019 года, завершение планируется на август 2021 года. Общая стоимость 1-й очереди проекта составляет 20,6 млрд. тенге. По 2, 3-й очереди проекта ведутся проектноизыскательские работы. Срок реализации 2, 3-й очереди проекта планируется в период с 2021 по 2023 годы за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета, а также с привлечением частных инвестиций. По 1, 2-му пусковым комплексам (подводящие сети к ТЭЦ-1, ТЭЦ-2), по З пусковому комплексу (подводящий газопровод к ж/м Копал), по 7 пусковому комплексу (ж/м «Железнодорожный») работы завершены, сети переданы по Договору доверительного управления в АО «КазТрансГаз Аймак». Утвержден тариф для Астанинского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» на товарный газ для г. Нур-Султан в размере 30,9 без учета НДС за 1 куб.метр (с учетом НДС 34,6 за 1 куб.метр) с вводом в действие с 1 ноября 2020 года.
Депутат Мирас Шекенов выступил с предложением подключить к газораспределительной сети спортивные объекты, на сегодняшний день Барыс Арена подключён к центральным теплосетям и это даёт значительную экономию средств.
«Если установить газовую станцию на спортивных объектах Алау и Астана Арена, это может также дать экономию, это же касается многих школ, которые сейчас находятся на автономном отоплении. Список этих школ находится в управлении образования. И ещё есть вопрос по жителям, которые подключились к газу, уже два раза у них был перебой с газом. В этой ситуации подрядчик должен давать полное объяснение, почему так происходит. Кто у нас будет единым оператором по всем вопросам? Мы, надеюсь в ближайшем будущем подключим город к газу, получается «КазТрансГаз Аймак» будет работать с населением по вопросам эксплуатации?» - спросил депутат.
Депутат Сергей Солодовников сказал, что подключение к газу для некоторых жителей неподъемная сумма, от 400 тысяч до 1 миллиона доходит.
«Предлагаю рассмотреть систему, когда можно подключиться в рассрочку. Считаю, что на первых порах нужно «КазТрансГаз Аймак» курировать, чтобы избежать дополнительной волокиты» - сказал депутат.
Председатель ГУ «Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан» Иманжусуп Акпомбаев проинформировал об утверждении должностных инструкций председателя и членов Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.
Далее депутаты обсудили отчёты о проделанной работе за 2020 год и.о. секретаря городского маслихата, постоянной комиссии маслихата по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства, информацию о ходе выполнения критических замечаний и предложений, высказанных на сессиях городского маслихата; основные вопросы, вносимые на рассмотрение очередной сессии маслихата; и план работы маслихата на 2021 год.
В работе совместного заседания приняли участие первый заместитель председателя филиала партии «Nur Otan» города Нур-Султан Ерлан Каналимов, заместители акимов районов города, руководители государственных органов и представители средств массовой информации.