Совместное заседание постоянных комиссий по обсуждению вопросов внеочередной сессии
26.11.2020
Прошло совместное заседание постоянных комиссий городского маслихата под председательством Гульнар Данбаевой на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
В повестку дня совместного заседания включены три вопроса: о внесении изменения в решение маслихата города Астаны от 15 января 2019 года «Об избрании членов территориальной избирательной комиссии города Нур-Султан»; о внесении изменений в решение маслихата города Астаны от 12 декабря 2019 года «О бюджете города Нур-Султан на 2020-2022 годы»; о согласовании проектов договоров об отчуждении земельных участков или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд.
Председатель совместного заседания постоянных комиссий предложила выступление Мираса Шекенова об избрании членов территориальной избирательной комиссии города Нур-Султан заслушать на внеочередной сессии маслихата.
Депутаты единогласно поддержали предложение Гульнар Данбаевой.
Основным докладчиком выступил Манкараев Кайсар, руководитель управления экономики и бюджетного планирования. Он информировал депутатов о том, что проведенный анализ фактической собираемости собственных доходов выявил наличие резервов для увеличения плана по собственным доходам на 22 млрд. 240 млн. тенге.
«Текущее уточнение местного бюджета города проводится с целью реализации задач, указанных в Послания Главы государства. При уточнении бюджета предлагается увеличить доходную часть на 21,8 млрд. тенге. Кроме того, на основании результатов мониторинга освоения средств местного бюджета пересмотрены годовые планы расходов на 2,8 млрд. тенге и внутреннее распределение средств на 4,1 млрд. тенге, которые будут направлены на решение ряда неотложных задач» - сказал Манкараев К.
В социальном блоке управлению занятости и социальной защиты дополнительно предусмотрено 488,1 млн. тенге, в том числе по программе 001 дополнительно предусмотрены средства в сумме 68 млн. тенге; по программе 008 – 33,4 млн. тенге, по программе 015 дополнительно выделено 365,6 млн. тенге на оказание услуг индивидуального помощника; по программе 045 предусмотрено 21,1 млн. тенге в связи с увеличением заявок на инватакси.
Управлению образования дополнительно предусмотрены средства в сумме 57,7 млн. тенге по программе 003 «Общеобразовательное обучение». Управлению общественного здравоохранения дополнительно предусмотрено 270,2 млн. тенге; по программе 018 34,7 млн. тенге, по программе 033 дополнительно выделено 175,0 млн. тенге; по программе 041 дополнительно выделено 60,4 млн. тенге на автономное отопление медицинских организаций.
С учетом вносимых изменений общий объем уточненного бюджета города на 2020 год составит 663 млрд. 819,6 млн. тенге.
Депутат Рамзия Умербаева обратилась с просьбой к руководителю управления экономики и бюджетного планирования, чтобы в пояснительной записке, предложенной депутатам, была не констатация фактов, а расшифровка дополнительного финансирования.
«Например, управлению культуры по программе 012 «Проведение социально значимых и культурных мероприятий» дополнительно выделено 230 млн. тенге. О каких мероприятиях идёт речь? Далее сокращены средства - 28 млн. тенге. За счёт чего они сокращены? Хотелось бы получить более детализированную информацию» - сказала Умербаева Р.
Депутат Зейнулла Шибкенов задал вопрос по финансам, выделенным на организацию кладбища на территории района «Байқоңыр».
Манкараев К. сказал, что порядка 200 млн. тенге выделяется в следующем году району «Байқоңыр».
«После подписания Президентом 30 ноября текущего года закона «О республиканском бюджете», в первых числах декабря мы приведём бюджет в соответствие с законом, потом с учетом предложений депутатов подготовим окончательный вариант бюджета и внесём на рассмотрение. Подробную пояснительную записку мы подготовим к утверждённому бюджету, так как предложений было на заседаниях очень много» - сказал Манкараев К.
Шибкенов З. напомнил ещё о вопросе, который обсуждался на одном из заседаний.
«Мы говорили о том, что средства на строительство внутридворовых дорог будут перераспределены районным акиматам. Я посмотрел, пока такого перераспределения не увидел. Вы говорили, что есть постановление, согласно которому начнётся процедура, но как видно из бюджета, ни в прошлом году, ни в текущем перераспределения не произошло. О каких суммах идёт речь? Районы знают о том, что вы готовы передать?» - спросил Шибкенов З.
Представитель управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сказал, что в Правила благоустройства по районам изменения внесены и, если районы готовы, можно начать процесс передачи средств на улицы местного значения, но досконального обсуждения не было.
Депутат Мирас Шекенов сказал, что на заседаниях шла речь о проблемах водоснабжения на окраинах города.
«В бюджете предусмотрено дополнительное финансирование по программе 006 «Функционирование системы водоснабжения и водоотведения. Куда конкретно пойдут деньги? Будут ли решаться в этом году за счёт выделенных средств проблемы с канализацией в жилом массиве Уркер» - спросил депутат.
«Эти средства по программе 006 направляются на очистку ливневых стоков в паводковый период, по решению вопросов Уркер другая программа – развитие окраин города, мы докладывали, что 1,6 млрд. тенге было выделено из РБ, из которых освоены 600 млн. тенге, остальные средства переходят на следующий год. Эта работа выполняется совместно с Су Арнасы и другими подрядчиками» - ответил представитель управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства.
Депутат Қарақат Абден сказала, что, судя по докладу руководителя управления экономики и бюджетного планирования, с доходами в городе всё в порядке, тогда как в стране наблюдается экономический спад. Предприятия стоят долгое время, а поступления налоговые идут.
«Поясните, пожалуйста, по налоговым поступлениям. Это реальные поступления от предприятий, или мы всё-таки держимся на трансфертах, или это будет накопительный эффект. В этом году всё будет в порядке, отчитаемся, а на следующий год?» - спросила Абден Қ.
Манкараев К. ответил, что увеличение плана по собственным доходам на 22 млрд. тенге, это реальный прогноз поступления в местный бюджет до конца года, из них 18,5 млрд. тенге – налоговые поступления которые уже идут.
«Мы могли бы посчитать и больше, есть три варианта пессимистический, реальный и оптимистический, мы исходили из реального. По поручению акима мы все завершённые проекты оплачиваем в текущем году. В этом году были целевые трансферты по строительству, по Дорожной карте занятости. В начале года мы на 40 млрд. тенге оптимизировали бюджет, в марте после объявления ЧП. Это даёт эффект, плюс КПН малого и среднего бизнеса нам оплачивают за прошлый год, в следующем году, возможно, за текущий год будет меньше. Дополнительно хочу сказать, что были трансферты из РБ порядка 47 млрд. тенге на компенсацию потерь доходов» - сказал Манкараев К.
Шибкенов З. задал вопрос управлению строительства по Сарыбулак, где соединение осталось 50 метров, до сих пор незакончено, хотя вы обещали до конца ноября закончить.
«Там ничего не делается, вода стоит. Весной снова во время таяния снега будет затопление домов, которые ниже, в сторону новой ТЭЦ» - сказал Шибкенов З.
Представитель управления строительства ответил, что по нему сейчас работы ведутся ТОО «Спецстрой» и обещал проверить и принять меры.
«Какие сегодня долги у акимата перед подрядчиками за текущий год и за прошлые годы. У нас по разным годам, разный дебет кредит, какая ситуация по дебиторской и кредиторской задолженности? Сколько обязательств взял на себя город перед подрядчиками? Дальше я буду задавать вопросы управлению строительства, потому что там неосвоение на 1 число было 50 млрд. тенге и сегодня в уточнённом бюджете я не вижу, как вы собираетесь осваивать эти деньги, кассовым методом, документально будете закрывать. За ноябрь-декабрь стройка так не закрывается. Акимат вместе с подрядчиком взял на себя обязательство на достройку проблемного жилья. Я говорил, что у вас будет неосвоение, из-за юридических проблем не могли платить до мая месяца, и сегодня при том, что были 120 млрд. тенге, вижу, что 50 млрд. тенге не освоены, остался месяц на освоение. Есть старые долги, и сегодняшнее неосвоение у членов комиссии вызывает опасения. А дебиторская задолженность, которая тянется уже много лет. Какое неосвоение бюджета на 1 ноября? Кассовым методом было 107 млрд. тенге. Сколько сейчас физически неосвоенных средств? Сейчас начнётся процесс подписания актов, сейчас стройка почти не ведётся. Как будет осваиваться проблемное жильё? Дайте нам список школ и проблемного жилья, мы готовы посетить объекты, нам жалуются жители ЖК Комфорт-2, подрядчик начал работы и заморозил на полгода и нет доступа на территорию. Люди говорят, что подрядчик не получил деньги от управления строительства. Я сделаю отчёт по вашему освоению до начала сессии» - сказал депутат Илья Мещеряков.
Манкараев К. ответил, что прямо сейчас он не может ответить, потому что подрядчики разные, если ему дадут время, он отработает с каждым администратором, по каждому договору.
«Управление работает по заявкам, если администратор заявку не дал, значит уверен, что освоит. Неосвоение 107 млрд. тенге, такого не было» - сказал Манкараев К.
«Кредиторская задолженность на 1 января 2020 года была 21 млрд. 859 млн. тенге. На сегодняшний день прошлогодний остаток составляет 5 млрд. 939 млн. тенге. Погашено 15 млрд. 920 млн. тенге. По управлению строительства было 10 млрд.719 млн. тенге, погашено 10 млрд. 144 млн. тенге. По управлению транспорта на 1 января 2020 года было 9 млрд. 695 млн. тенге, погашено 5 млрд.148 млн. тенге. Сейчас по управлению транспорта дополнительно выделяются средства на субсидирование, Кайсар Закирович озвучивал. Это крупные администраторы, по которым были погашены задолженности. В целом, из 21 млрд. остаток 5,9 млрд. тенге. По дебиторской задолженности 39,5 млрд. тенге было на 1 января 2020 года, из них остаток задолженности на 1 октября 36 млрд. 238 млн. тенге, погашена дебиторская задолженность на сумму 3 млрд. 284 млн. тенге. Это не считая, текущий год, работы ведутся, администраторы принимают формы, окончательно говорить можно только по итогам года. Управлению транспорта до конца года нужно освоить 9,6 млрд. тенге» - прокомментировал Алиби Жумаев, руководитель управления финансов.
«Мы сейчас открываем программу бюджетную через ИКК, перераспределение средств 14 млрд. тенге, остальные через ГЦП, это заёмные кредитные средства, до конца года планируем освоить оставшиеся средства на школы и жильё» - сказал представитель управления строительства.
Председатель совместного заседания постоянных комиссий Гульнар Данбаева попросила управление строительства подготовить подробный отчёт по освоению средств до конца года и список объектов для посещения депутатом Мещеряковым И., членом комиссии по противодействию коррупции, а также руководителю управления финансов подготовить справку по неосвоению по общим цифрам, по администраторам.
«Есть вопросы к управлению транспорта, есть республиканский бюджет который идёт на освоение. В прошлый раз Мажит Зейнуллович задавал вопрос по разметке на дороге, которая производилась во время снегопада, и сказал, что это похоже на попытку освоения. Управление транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры дайте нам расклад, у вас порядка 40 млрд. тенге идёт неосвоение. Как вы собираетесь осваивать эти средства до конца года» - спросил Мещеряков И.
Представитель управления транспорта ответил, что многие объекты уже освоены, по некоторым проектам производится корректировка. На конец года неосвоение составляет 7 млрд. 900 млн. тенге, на декабрь остаётся 2 млрд. 500 млн. тенге.
«Мне непонятно, как вы распределяете деньги по районам, например Байқоңыр. Вы с акиматами согласовали? Байконуру всего ничего, и у него нет задолженности. Просто цифры очень разнятся. Второй вопрос по управлению активов, по программе 10 «Приватизация, управление коммунальным имуществом, постприватизационная деятельность и регулирование споров, связанных с этим» 490,3 млн. тенге на возмещение расходов доверительного управления МЛД «Барыс Арена», СК «Астана – Арена», ЛД «Алау» и по программе 065 «Формирование или увеличение уставного капитала юридических лиц» дополнительно предусмотрено 314,8 млн. тенге на оплату финансового лизинга по проекту «Приобретение специлизированной техники для ТОО «Астана-Тазалық». Последний вопрос по управлению занятости и социальной защиты по программе 008 и по программе 015 оказание услуг индивидуального помощника» - сказала Данбаева Г.
Манкараев К. ответил, что с акиматами согласовано. Вопрос правильный. В течение года проводилась работа и в некоторых акиматах образовалась кредиторская задолженность.
«Это высаживание деревьев в парках, скверах, задолженность перед «Астана Зеленстрой», очистка территории от снега. Каждый аким должен понимать, что без актов выполненных работ невозможно. По второму вопросу, согласно договору, мы ежегодно возмещаем некоторые затраты. По «Астана Тазалык» с прошлого года они производят закуп техники в три этапа, в ноябре прошлого года они закупили зимнюю технику, в марте - летнюю технику, сейчас осталась часть зимней техники, погашаем основной долг вместо «Астана Тазалык». По первому вопросу по управлению занятости, программа 008, где 33,4 млн. тенге для компенсации расходов по социальной помощи ко Дню пожилых и ко Дню инвалидов в связи с увеличением МРП. По второму вопросу, в закон внесены изменения по индивидуальным помощникам, которые сопровождают неходячих и незрячих инвалидов, они теперь могут оказывать помощь и в выходные дни, в субботу и воскресенье, продолжительность рабочего дня увеличена с 6 часов до 8 часов. Мы поддержали заявку управления полностью» - сказал Манкараев К.
Руководитель управления активов ответил на вопрос председателя.
«Нам, в целом, было выделено 2 млрд. 300 млн. тенге, недостающая сумма составляет 490 млн. тенге, эту сумму мы запрашиваем из бюджета. На три объекта «Барыс Арена», «Алау», «Астана Арена» из бюджета 2,8 млрд. тенге, по договору не более 3 млрд. тенге, по факту вышло 2, 8, просим поддержать данную сумму. Расходы на коммунальные платежи, электричество, свет, можем дать детальную расшифровку»- сказал Отебаев Е.
Депутатами поддержано предложение заслушать выступление о согласовании проектов договоров об отчуждении земельных участков или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд на внеочередной сессии маслихата.
Вопросы, вынесенные на обсуждение совместного заседания постоянных комиссий, будут рассмотрены на внеочередной сессии маслихата.