Депутаты маслихата заслушали отчёт о реализации проектов ГЧП в столице
01.07.2020
В столичном маслихате под председательством Саята Батпенова состоялась сессия городского маслихата в режиме видеоконференцсвязи через приложение Zoom.
Вопросы, вынесенные на сессию, были детально отработаны на заседаниях постоянных комиссий. Среди наиболее значимых вопросов - отчет местного исполнительного органа о ходе реализации проектов государственно-частного партнерства.
С докладом о реализации проектов государственно-частного партнерства в столице выступила заместитель акима города Нур-Султан Малика Бектурова. Она информировала депутатов о реализации 33 проектов в рамках государственно-частного партнерства. За три года (2017-2020 годы) подписаны договоры по 12 проектам ГЧП, привлечены инвестиции на сумму 32,7 млрд. тенге. В текущем году подписаны 6 договоров в рамках ГЧП на сумму 37,5 млрд. тенге. Это строительство 6 детских садов, фотовидео информационный комплекс при акимате, услуги транспорта для акимата, открытие для людей с ограниченными возможностями Паралимпийского тренировочного центра.
«С целью дальнейшего развития государственно-частного партнерства разработана Дорожная карта, куда вошли социально значимые проекты, во-первых, представляющие доступные по цене, качественные товары, работы и услуги, во-вторых, способствующие развитию инфраструктуры. В прошлом году для повышения бюджетной эффективности подписаны 4 договора ГЧП без государственных обязательств, в том числе 3 в сфере здравоохранения, 1 в сфере образования. Среди них стационарозамещающий комплекс на 44 койко-места, Центр эфферентной терапии и гемокоррекции, семейно-оздоровительная амбулатория, передача в доверительное управление Гуманитарного колледжа. В текущем году для исключения экологических рисков был подписан договор в рамках проекта по переработке опасных ртутьсодержащих и медицинских отходов, инвестиционные расходы составляют 2,9 млрд. тенге. В настоящее время на рассмотрении ещё 18 проектов в сфере образования, здравоохранения, спорта, жилищно-коммунального хозяйства. По ним проводится экспертиза» - сообщила Бектурова Малика. Председатель сессии Саят Батпенов от имени постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства озвучил ряд вопросов по основному вопросу сессии. Он отметил, что несмотря на меры, принимаемые местным исполнительным органом для реализации проектов государственно-частного партнерства, существует ряд проблемных вопросов, требующих решения.
«Так, депутатами в ходе посещения объектов местных проектов ГЧП , таких как «Создание и эксплуатация платного парковочного пространства», детского сада на 360 мест, Центра эфферентной терапии и гемокоррекции, «Производственные мощности для оказания услуг по безотходной переработке опасных отходов с производством товарной продукции», а также в ходе заседаний постоянных комиссий городского маслихата, установлено следующее. На сегодняшний день существуют неурегулированные споры между сторонами по договору ГЧП «Создание и эксплуатация платного парковочного пространства». По договору от 7 ноября 2018 года сторонами являются ТОО «Парковочное пространство» и ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан». Частным партнером в рамках исполнения договора проведена работа по освоению 5 тысяч платных парковочных мест и по запуску 3283 платных парковочных мест. Однако, в настоящее время существует угроза расторжения договора со стороны государственного партнера ввиду отсутствия на сегодняшний день постановления акимата об определении мест, предназначенных для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств. Частным партнером были понесены инвестиционные затраты по проекту ГЧП на сумму 1,2 млрд. тенге. Неурегулированность данного вопроса может повлечь судебные разбирательства и возмещение инвестиционных затрат из местного бюджета. И в целом, может повлиять на привлекательность проектов ГЧП для предпринимателей. Таким образом, следует, что акимату города Нур-Султан необходимо принять все меры по вопросам, возникшим в ходе реализации местного проекта ГЧП «Создание и эксплуатация платного парковочного пространства» - отметил Батпенов Саят.
Также депутат сообщил о вопросах, возникших у депутатов при посещении нового детского сада на 360 мест в квадрате улиц №29 и №36.
«При посещении технических помещений детского сада обнаружено, что в помещении низкие потолки, маленькие окна, из-за чего ограничено поступление солнечного света, отсутствует вентиляция. В дальнейшем запланировано переоборудование технического помещения, непригодного для помещения в нем детей, в игровые комнаты и в комнаты для проведения кружков для детей дошкольного возраста. В связи с этим, управлению образования города Нур-Султан необходимо обеспечить контроль по переоборудованию технических помещений в построенном детском саду на 360 мест, при вводе его в эксплуатацию, в соответствующие комнаты, пригодные для нахождения в них детей дошкольного возраста», - подчеркнул депутат.
Во время выступления на совместном заседании постоянных комиссий, состоявшемся 26 июня 2020 года частный партнер ГЧП «Производственные мощности для оказания услуг по безотходной переработке опасных отходов с производством товарной продукции» генеральный директор ТОО «НТП КАЗЭКОТЕХАСТАНА» Андреев Владимир озвучил проблемы по проекту. В настоящее время в Правилах благоустройства отсутствует нормы, устанавливающие детальные требования по контейнерным площадкам всех типов, распределение обязанностей по их содержанию и обслуживанию. Ввиду отсутствия этих норм, допускается вандализм по отношению к контейнерам всех типов. Из 603 единиц контейнеров для ртутьсодержащих отходов, установленных на контейнерных площадках около жилых домов функционирует 536 единиц. В результате вандализма выведены из эксплуатации 67 контейнеров. Кроме того, было отмечено, что на переработку ртутных ламп, собираемых от населения и организаций, требуется дополнительное финансирование на сумму около 20 млн. тенге.
Батпенов от имени депутатов попросил акимат города Нур-Султан и управление охраны окружающей среды и природопользования рассмотреть обоснованность указанных частным партнером вопросов и внести соответствующие предложения в городской маслихат.
По результатам посещения объектов ГЧП и высказанными депутатами замечаниями, предложениями подготовлен проект решения городского маслихата.
Председатель сессии маслихата предложил выступить присутствующему Жансултану Сапарбаеву, исполняющему обязанности руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
И.о. руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщил депутатам, что сейчас на стадии подписания постановление, оно у руководства. «До конца недели постановление будет подписано и со следующей недели будем работать» - ответил Ж.Сапарбаев.
Чингиз Досыбаев, директор ТОО «Парковочное пространство» сказал, что за три года выносится четвертый проект постановления до стадии подписания курирующими заместителями акима, далее вопрос не движется, соответственно ТОО не может сдать акт выполненных работ, которые ни в коем случае не принуждают акимат брать на себя финансовые или материальные обязательства, поскольку этот проект полностью инвестируется за счёт средств частного партнера. Но ТОО не может добиться от управления подписания актов о факте выполнения работ. Данные акты не подписаны в течение года, хотя в соответствии с договором ГЧП по факту завершения работ акты направляются государственному партнеру и в течение 5 дней он должен предоставить аргументированное обоснование о непринятии актов или подписать акты. В настоящее время акты находятся в управлении транспорта.
Батпенов предложил Жансултану Сапарбаеву прокомментировать ситуацию.
Исполняющий обязанности руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры ответил, что как только выйдет подписанное постановление, вопросы будут сняты.
Батпенов обратился к присутствующей заместителю акима столицы Малике Бектуровой, курирующей вопросы ГЧП, с просьбой максимально посодействовать в решении этого вопроса, так как этот проект давно реализуется в городе и имеет определенные трудности.
Заместитель акима ответила, что в курсе всех проблем, и с инвестором обсуждался этот вопрос. Основной вопрос в самом управлении, которое является госпартнером в данном проекте. На одном из этапов была потеряна преемственность, связанная со сменой руководства, в результате с двух сторон возникли вопросы. Частный партнер затянул сроки, акимат затянул сроки по согласованию земельных участков для того, чтобы частный партнер мог вовремя и качественно завершить пилотный проект. У акимата были замечания по техническому исполнению, сначала был один вариант по техническому исполнению, потом было изменение технического содержания проекта. Все эти вопросы требовали оперативного изменения договоров и соглашения к нему, а также активного обсуждения. На этом фоне проект затянулся. Но на днях курирующий заместитель Ануарбек Кизатов и частный партер высказали друг другу все замечания и, как докладывает руководитель управления, вопрос будет решен. Вопрос находится на контроле акимата.
И.о.секретаря маслихата Мажит Шайдаров выступил с критическими замечаниями по поводу нового здания детского сада на 360 мест. Он обратился к заместителю акима с просьбой, чтобы государственные органы контролировали ситуацию со строительством объектов образования, чтобы строители не занимались самодеятельностью.
«То, что они собираются сделать, маленькие комнатушки на втором этаже, не пригодные ни для чего, это склад или кладовка какая-то, никоим образом не помещение, где дети будут получать дополнительное образование, как утверждает инвестор, это шахматная школа или ещё что-то. В помещении нет никаких санитарных условий для осуществления их планов, поэтому я считаю, что следует категорически запретить такие вещи, которые идут во вред здоровью наших детей. И в перспективе более тщательно подходить к подбору строителей частных детских садов. Даже входная группа не соответствует требованиям по приему детей. В маленьких комнатках они собираются принимать до 100 детей. С трех входов (нам показалось, что это была импровизация по ходу) будет осуществляться прием детей, но даже при таком раскладе, они не смогут принять 100 детей в одном помещении. Есть предложение, пока они ещё строят объект, может сделать какие-то изменения, реконструкцию, чтобы входные группы соответствовали элементарным нормам приема детей. И предлагаю привлечь уже сейчас санитарных врачей, пусть управление общественного здравоохранения поможет. Нужно сейчас решить по поводу комнат, которые они собираются приспособить под комнаты для игр детей, кружков, соответствуют ли они этому. На наш взгляд, там недостаточные вентиляция, освещение. Если не соответствуют, нужно сейчас им запретить это делать».
Малика Бектурова ответила депутату, что поддерживает его предложения по данному вопросу.
«Это был самый первый проект ГЧП, который заключался между частным партнером и акиматом. Проект был инициирован акиматом, прошел экспертизу. Сейчас акимат отказался от практики заключения договоров в сфере образования на такие проекты. Новые проекты идут с нормальной планировкой, эргономичные, что соответствует новым требованиям. В данном случае, инвестор строит то, что ему дали. Был конкурс на этот проект. Но, вместе с тем, после выезда депутатов на объект, до этого замечания высказывало управление образования, они взяли на контроль все замечания и постараются максимально привести объект в соответствие с требованиями. Ещё раз повторюсь, что теперь сначала мы смотрим проект, его удобство, соответствие всем санитарным нормам и только после этого мы рассматриваем его как потенциальный проект ГЧП» - сказала заместитель акима.
И.о.секретаря маслихата Мажит Шайдаров дополнил, что в разговоре с инвестором выяснилось, что по госзаказу у него большие сомнения. Он не собирается работать по госзаказу, а быть исключительно частным детским садом.
Бектурова прокомментировала, что это пожелания инвестора, но в соответствии с договором, не менее 30% от общей заполняемости, он обязан обеспечить за счет госзаказа, который необходим, чтобы регулировать стоимость оплаты за месяц. Если инвестор сделает его полностью частным детским садом, то оплата при текущих затратах и стоимости проекта будет от 100 тысяч тенге и выше. То есть ещё один частный детский сад, при этом государство возмещает затраты на строительство. В договоре упомянуто, что он обязан оформить госзаказ, в соответствии с очередностью, чтобы снизить нагрузку на другие детские сады.
Депутат Мирас Шекенов обратился к заместителю акима с вопросом по поводу строительства новых школ на месте старых.
«На мой взгляд, нужно ещё раз посмотреть эффективность данного проекта именно в части сноса существующих школ и строительства новых. Как уже было сказано, по количеству мест мы не продвигаемся, мы улучшаем условия обучения для школьников, но возникает вопрос, когда существует реальный дефицит учебных мест в городе, есть ли смысл сносить действующие школы. Я посмотрел материалы, несколько лет назад мы выделяли деньги на капитальный ремонт этих школ, также там проводился текущий ремонт. Может решить вопрос со строительством пристроек? Но не сносить школы, в которые ходят дети» - сказал Шекенов М.
Заместитель акима поддержала М. Шекенова и ответила, что вопрос по двум школам окончательно не решен. Сейчас нет решения, что школы будут снесены и вместо них построят две новые школы. Но точно, что все новые школы, которые мы будем строить, будут от 1200 мест и более. Новые школы, которые мы обсуждаем с потенциальным инвестором через ГЧП, вместимость 2000 и более мест. Это с учетом плотности населения, по новым школам мы провели анализ, они не будут расположены там, где есть свободные земельные участки, а там, где есть необходимость снять нагрузку, которая есть сейчас в школах. В частности, с 85, 13, 57, 76, 53, 40, 41. Это школы, по которым остро стоит вопрос нагрузки.
Депутат Рамзия Умербаева выступила по данному вопросу и сказала, что в школах по ул. Сейфулина есть проблемы.
«Эти школы не соответствуют новым стандартам, обновленной системы образования. Этим школам по 60 лет, и они представляют опасность для детей, их надо перестраивать. Правый берег очень густо заселен. В любом случае вопрос надо решать. Более того, управление образования имеет достаточную профессиональную компетентность для того, чтобы решить, как будет происходить рассадка учащихся. В этих школах не соответствуют нормам спортзалы, столовые. Школы нужно сносить, ни один ребенок не окажется на улице. Это моё мнение» - сказала Р.Умербаева.
Депутат Зауре Жусупова поддержала свою коллегу Рамзию Умербаеву по вопросу о сносе старых школ.
«Школа №2 и школа № 47 находятся в моем округе, и я хорошо осведомлена о проблемах этих школ. Это старые школы с времен Целинограда. Я считаю, что строительство пристроек к этим школам нецелесообразно и не приведет к какому-то необыкновенному результату. Раньше мы часто поднимали вопрос по этим школам. В школе №47 обучается 298 детей. В связи с тем, что в школе есть свободные помещения, там разместились дети из детского сада № 20. Вопрос поднимается управлением образования, я думаю, что все необходимые расчеты ими произведены. Как депутат от этого избирательного округа, прошу поддержать эти проекты, тем более они сейчас на рассмотрении. Мое мнение, необходимо поддержать строительство новых школ, соответствующих новым стандартам» - отметила Зауре Жусупова.
На пленарном заседании сессии председатель постоянной комиссии Мирас Шекенов выступил с отчётом постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства.
«В соответствии с регламентом маслихата, разработанным в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и Типовым регламентом маслихата, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан 3 декабря 2013 года, председатели постоянных комиссий маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитываются о выполнении возложенных функций и полномочий. В соответствии с вышесказанным, сегодня вы заслушаете отчёт постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период с мая 2019 года по май 2020 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Бюджетного кодекса РК постоянная комиссия по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства провела анализ по итогам рассмотренного проекта бюджета города Нур-Султан на 2020-2022 годы и вынесла соответствующие решения маслихата. Необходимо отметить, что по итогам обсуждения вышеуказанного проекта бюджета маслихатом были поддержаны заявки некоторых администраторов бюджетных программ на дополнительные суммы более 12,5 млрд. тенге. При обсуждении данного проекта бюджета на заседаниях постоянных комиссий депутаты поднимали вопросы по строительству школ, имеющих перезагруженность, обеспечению охвата детей в возрасте до 3 лет дошкольными воспитанием и обучением, по срокам и качеству обеспечения техническими вспомогательными средствами людей с ограниченными возможностями, по формированию тарифов объектов здравоохранения, по эффективности затрат бюджетных средств, по проектам ГЧП, а также проблемным вопросам, имеющим системный характер, к которым можно отнести проблемы окраин города, отсутствие дорог, освещения, медицинских, спортивных учреждений, нерегулярное движение городского общественного транспорта, благоустройство придомовых территорий, озеленение, санитарное содержание территории и другие вопросы. Постоянной комиссией не раз было отмечено, что бюджет является социально ориентированным, напрямую влияет на благополучие граждан. В этой связи в процессе обсуждения бюджета необходимо привлекать население города. Вовлечение граждан в обсуждение бюджета на этапе формирования и утверждения бюджета является одним из механизмов повышения эффективности и рационального использования бюджетных средств. Следует развивать открытость, прозрачность действий аппаратов районных акимов, исполнительных органов акимата. Гражданское население должно участвовать в принятии решений государственных органов на онлайн платформах в решениях, принимаемых государственными органами. Сейчас это реализуется в районах «Сарыарка», «Есиль». Однако, как уже известно, бюджет участия реализуется во всех акиматах города. Районы «Алматы», «Байконур» переходят на площадку openakimat. Активно на заседаниях постоянных комиссий маслихата был рассмотрен вопрос обсуждения об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2019 год. По итогам обсуждения было отмечено, что деятельность администраторов бюджетных программ и их подведомственных организаций в целом осуществлялась в соответствии с Программой развития города. Было отмечено достижение большинства целевых индикаторов. Вместе с тем, было отмечено, что администраторы бюджетных программ не должным образом и не рационально планируют свои расходы, что в итоге приводит к уточнению и корректировке бюджета. Также недостатки планирования бюджета влияют на своевременность выделения бюджетных средств, на рост объемов дебиторской задолженности. При более рациональном планировании расходов, данные средства можно было направить на решение остро стоящих вопросов социального характера. Отмечена недостаточная работа администраторов бюджетных программ, среди которых управление занятости и социальной защиты населения, наибольшая сумма неосвоенных бюджетных средств, 30% от общей суммы не освоено, управление строительства, управление по инвестициям и развитию предпринимательства. Самый высокий размер дебиторской задолженности имеет управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Многие суммы дебиторской задолженности переходят из года в год. Неоднократно ставился вопрос, либо нужно принять решение о списании «мертвой» задолженности, другого выхода нет. Иначе долг будет расти, как снежный ком. По итогам обсуждения, а также в целях повышения эффективности исполнения бюджета столицы были даны соответствующие рекомендации местным исполнительным органам и администраторам бюджетных программ. Также за отчетный период постоянной комиссией проведено 15 заседаний, в том числе два вопроса общественно значимых были вынесены на публичные слушания. Одно заседание состоялось с выездом в Паралимпийский тренировочный центр.
Члены постоянной комиссии постоянно взаимодействуют с депутатами Сената Парламента РК, были проведены встречи, на которых обсуждены вопросы по планированию бюджета на соответствующий период по проведению работы, направленной на реформирование процесса формирования бюджета, о необходимости и первичности создания стратегических планов, и последующем проведение работы по формированию бюджета, а не наоборот. Следует отметить, что постоянная комиссия приняла участие по внесению изменений и дополнений в Закон РК от 21 июля 2007 года «О статусе столицы». В рамках подготовки очередной сессии маслихата по вопросам реализации проектов ГЧП депутаты посетили ряд объектов. Все заседания постоянной комиссии были доступными и открытыми для населения. Заседания комиссии транслируются на странице Facebook. Жители имеют возможность задать интересующие их вопросы по повестке дня и получить ответы. Комиссия провела работу по поддержке МСБ, на протяжении последних двух лет комиссия вела работу по снижению ставок фиксированного налога на территории столицы. Также для поддержки МСБ был рассмотрен вопрос о работе управления по инвестициям и развитию предпринимательства по развитию предпринимательского сектора.
Постоянная комиссия отметила, что реализация проекта ГЧП «Сергек» привела к существенному снижению ДТП, нарушений правил дорожного движения, преступлений, совершаемых в общественных местах. Между тем, до сих пор существуют проблемы по доставке предписаний по оплате штрафов за нарушение правил дорожного движения. Казпочта доставляет 8% от общего числа предписаний. В этой связи ценность данного проекта снижается в несколько раз. В рамках ГЧП инвесторами не было начато строительство 5 детских садов. Сегодня мы убедились, что построен один детский сад по проекту ГЧП. Также на контроле постоянной комиссии находится вопрос по эффективному управлению коммунальным имуществом, переданным в доверительное управление в АО СПК. У депутатов возникли вопросы относительно эффективности управления. 19 мая текущего года на заседании комиссии была отмечена неэффективность решений АО СПК в реализации приоритетных направлений деятельности. Отсутствуют стратегические документы, определяющие долгосрочные перспективы, основные приоритеты, цели, задачи, показатели развития. Корпоративное управление общества в отношении дочерних организаций заключается только путем утверждения совета директоров АО, наблюдательного совета ТОО, организационной структурой, штатной численностью, бюджета дочерних организаций, что привело к неэффективному использованию активов. Хотелось бы еще остановиться на вопросах, касающихся эффективного расходования денежных средств, выделяемых бюджетом на озеленение и благоустройство столицы, необходимости проведения паспортизации зеленых насаждений для прозрачности расходования средств. Как показывает практика, проведенная оптимизация медицинских учреждений столицы, продемонстрировала свою неэффективность. Ожидаемый рост эффективности и доступности медицинской помощи на сегодняшний день не произошел. Сейчас, в условиях карантина, это отчасти проявляется» - отметил Мирас Шекенов .
По вопросу о внесении изменений и дополнений в решение маслихата города Астаны от 12 декабря 2017 года «О Правилах общего водопользования города Астаны» выступила Кожабаева А. Т. – руководитель ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Нур-Султан».
Депутатами также рассмотрен вопрос об определении специализированных мест для организации и проведения мирных собраний в городе Нур-Султан. По данному вопросу перед депутатами доложилась заместитель руководителя ГУ «Управление внутренней политики города Нур-Султан» Акмарал Сабит.
Есенбаев А.Е. – руководитель ГУ «Управление жилья и жилищной инспекции города Нур-Султан» информировал депутатов о согласовании проектов договоров об отчуждении земельных участков или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд. Для строительства многопрофильной больницы на 600-800 мест по улице С189, строительства школы в районе пресечения пр. Туран и ул. 24, скверов и бульваров по Алле Мынжылдык, школы на 1200 мест на пересении улиц К. Сатбаева и Ж. Нажмеденова, многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями, паркингом и социально-культурными объектами, школы в районе пересечения улиц Карасай батыра и Буланты, строительство малой кольцевой дороги (участки 3, 4) на участке от улицы А. Пушкина до улицы Конституции, многоквартиного жилого комплекса по проспекту Ш. Кудайбердыулы, район домов №2/1 и 2/2. Все владельцы ознакомлены с суммой компенсации, имеются письменные согласия владельцев. Несогласные с постановлением акимата решают вопрос в судебном порядке.
Депутатами маслихата также рассмотрены вопросы о признании утратившим силу решения маслихата города Нур-Султана от 3 мая 2019 года «Об оказании дополнительной социальной помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны города Нур-Султан ко Дню Победы», о признании утратившим силу решения маслихата города Астаны от 6 марта 2019 года «Об оказании дополнительной социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан города Астаны к 30-летию вывода войск бывшего Союза Советских Социалистических Республик с территории Афганистана». По вышеуказанным вопросам выступила Нургожина С.О. – руководитель ГУ «Управление занятости и социальной защиты города Нур-Султан».
Нургожина С.О. также информировала депутатов маслихата о новой редакции решения по составу Координационного совета по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в городе Нур-Султан, которое соответствует действующему законодательству.
Исполняющий обязанности секретаря маслихата Мажит Шайдаров сообщил о внесении изменений в решение маслихата города Нур-Султан от 6 марта 2019 года «Об утверждении состава Общественного совета города Нур-Султан». Изменения связаны с поступившими заявлениями граждан с просьбой освободить их от участия в работе Общественного совета.
Депутатами были утверждены основные вопросы очередной сессии городского маслихата и утверждена кандидатура Зауре Жусуповой председателем очередной сессии.
Все вопросы, вынесенные на обсуждение депутатов городского маслихата, были рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.