Депутатами рассмотрено исполнение бюджета за 2019 год
21.05.2020
Под председательством Мираса Шекенова прошли два совместных заседаний четырёх постоянных комиссий городского маслихата (по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства; законности, правопорядка и работе с общественностью; бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства; социально-культурного развития) в режиме онлайн.
Рассмотрен вопрос об исполнении бюджета города Нур-Султан за 2019 год.
Выступили докладчики Жумаев Алиби Арыстангалиевич - руководитель ГУ "Управление финансов города Нур-Султан", Манкараев Кайсар Закирович - руководитель ГУ "Управление экономики и бюджетного планирования города Нур-Султан", Акпомбаев Иманжусуп Латкенович - председатель ГУ "Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан".
Руководитель управления финансов А. Жумаев информировал депутатов об исполнении бюджета.
В 2019 году в бюджет поступило больше доходов, чем в 2018 году, на 23717 млрд. тенге., рост на 6%. Касательно бюджета по расходам, показатель составил 99,5%. Так, расходы бюджета столицы за 2019 года составили 498810 млдр. тенге. Доля неосвоенного остатка составила 0,5% или 2617 млрд. тенге.
Он подчеркнул, что из 11 администраторов бюджетных программ, 6 администраторов не освоили бюджетные средства.
А. Жумаев выделил управление строительства и жилищной политики, которое не освоило 856,2 млн. тенге, в том числе из-за несостоявшегося конкурса по причине отсутствия потенциальных поставщиков, в связи с непредставлением акта выполненных работ, в связи с неподписанием актов по приемке объектов госкомиссией.
Руководитель управления финансов подчеркнул, что достигнуты определенные показатели по объектам образования. В 2019 году путем ввода 6 объектов образования, частично решена задача уменьшения дефицита 4925 ученических мест, 3 пристроек к школам. Приобретены квартиры для работающей молодёжи в количестве 1, 050 единиц, для малообеспеченных многодетных семей в количестве 549 единиц.
По управлению дорожно-транспортной инфраструктуры не освоенными остались 232,3 млн. тенге по причине отставания от графика работы подрядчиками при строительстве теплотрассы, в связи с экономией по фактически выполненному объему работ согласно акту приемки комиссии. По управлению топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства не использованными остались 93,3 млн. тенге, по причине отсутствия актов выполненных работ, в связи с экономией бюджетных средств. По управлению регенерации городской среды не освоено 65,6 млн. тенге в связи с не состоявшимся конкурсом. По управлению контроля и качества городской среды не освоенными остались 4 млн. тенге по причине невыполнения поставщиками договорных обязательств. По управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений не освоено 1,2 млн. тенге в связи с невыполнением договорных обязательств поставщиком. По управлению природных ресурсов и регулирования природопользования не освоено 0,6 млн. тенге в связи с экономией по результатам госзакупок. По управлению по делам общественного развития города 100% исполнение. По департаменту полиции 100% исполнение. По аппарату акима города Нур-Султан исполнение составило 100%. По департаменту по чрезвычайным ситуациям исполнение 100%.
Руководитель ГУ "Управление экономики и бюджетного планирования города К. Манкараев представил информацию о реализации Программы развития города.
Он сказал, что в целом по Программе на 2019 год в рамках 18 целей предусмотрено исполнение 65 целевых индикаторов, из них достигнуто 33 (50,8%), не достигнуто 6 (9,2%), по 26 индикаторам на текущий момент статистические данные за отчетный период отсутствуют. В Плане мероприятий по реализации Программы на 2019 год предусмотрено 158 мероприятий на сумму 347 827,6 млн. тенге, фактически освоено 378 663,2 млн. тенге (108,9%). По итогам 2019 года на основе оперативной отчетности, представленной исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета, проведен мониторинг хода реализации Программы. Объем валового регионального продукта города Нур-Султан за 9 месяцев 2019 года составил 4 565,0 млрд. тенге или 107,2% к соответствующему периоду 2018 года. Удельный вес города в ВВП страны – 10,9%.
К. Манкараев отметил, что за 2019 год объем инвестиций составил 913,7 млрд. тенге, что ниже на 14,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На снижение инвестиций повлияло поэтапное завершение строительства крупного проекта «Абу-Даби Плаза», а также в течении 2019 года наблюдался спад в строительном секторе, который занимал основную долю в объеме инвестиций.
Индекс цен на социально значимые продовольственные товары за 2019 год в столице составил 112,9% (РК - 110,4%).
По словам К. Манкараева, реализация основных продуктов производится в момент повышения цен, через торговые сети подписавшие меморандум (Шапагат, Акмол), основными покупателями которых являются жители со средним уровнем дохода. Действенным механизмом по стабилизации цен является проведение сельскохозяйственных ярмарок. Всего в 2019 году проведено 50 ярмарок с участием свыше 650 отечественных производителей из 14 регионов страны. Потребности города покрываются за счет производства и поставок из зоны продовольственного пояса вокруг города Нур-Султан, других регионов страны, а также импорта.
К. Манкараев отметил, что количество действующих субъектов МСП на 31 декабря 2019 года составило 134 475 единиц и по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличилось на 7,9%, из них юридических лиц – 47 622, индивидуальных предпринимателей – 86 559, крестьянских хозяйств – 294.
В системе дошкольного образования функционируют 546 организаций с общим охватом более 260 тыс. детей.
На сегодняшний день в очереди от 3 до 6 лет числятся 42 тысячи детей (100-150 детских садов). В столице все учащиеся 1-4 классов государственных школ обеспечены 100% горячим питанием за счет местного бюджета.
Аварийные школы отсутствуют, в предаварийном состоянии - школа №8, 14 школ с переуплотненным режимом работы. На сегодня в городе функционируют 8 школ с трехсменным обучением. В течение года из 28 тысяч детей переуплотненных школ в ближайшие школы были перераспределены 2 850 учащихся, или 10%.
В 75% организаций образования созданы условия для инклюзивного обучения. Инклюзивным и коррекционным образованием на сегодняшний день охвачено более 3 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.
Работа общественного транспорта – это один из ключевых элементов комфорта. Сегодня маршрутная сеть общественного транспорта состоит из 91 маршрута, в том числе, из 61 городского, 6 экспрессных и 24 пригородных. Все маршруты обслуживает более тысячи автобусов.
В прошлом году была оптимизирована схема движения 13 маршрутов, организовано 7 новых, на 18 маршрутах увеличено количество автобусов.
Вместе с ростом населения, растет и количество транспорта. Начиная с 2011 года количество автомобилей увеличилось в 2 раза – с 200 до свыше 500 тысяч.
Для эффективной реализации Программы местным исполнительным органам необходимо усилить работу по достижению целевых индикаторов и эффективному выполнению мероприятий, принять меры по устранению недостатков и повышению ответственности непосредственных исполнителей.
Руководитель Ревизионной комиссии Иманжусуп Акпомбаев информировал депутатов, что по итогам 2019 года доходы местного бюджета составили 476,2 млрд. тенге или сложились с превышением первоначально утвержденного уровня на 70,4 млрд. тенге (на 17,3%). Расходы бюджета, в результате снесённых изменений и дополнений, а также корректировок, составили 501,4 млрд.тенге, что выше утвержденного уровня на 75,5 млрд. тенге (на 17,7%).
И. Акпомбаев отметил, что исполнение бюджета осуществлялось при существенных недостатках планирования и реализации стратегических и программных документов. Анализ реализации Программы развития города Нур-Султан показал, что не все мероприятия программы развития на 2019 год выполнены, из запланированных целевых индикаторов на 2019 год достигнуты 50,8%, отмечается недостаточный уровень качества планирования мероприятий в Плане мероприятий по реализации Программы, осуществляемых за счёт собственных и заёмных средств. Бюджет столицы, как и в 2018 году, в течение 2019 года увеличивался, а в четвёртом квартале сократился. Например, управлением топливно-энергетического комплекса в четвёртом квартале уточнениями и корректировками бюджета план по расходам уменьшен на 14,6 млрд. тенге, в том числе трансферты и кредиты из республиканского бюджета на сумму 14,0 млрд. тенге (по бюджетной программе «Развитие теплоэнергетической системы» на сумму 13,7 млрд. тенге). При более качественном планировании и чётком видении стратегических задач и перспектив столицы, данные средства можно было бы направить на другие нужды, требующие безотлагательного решения. К примеру, для снижения дефицита ученических мест и мест дошкольных организаций, решения вопросов окраин столицы и т.д. Анализ показывает на имеющиеся недостатки в планировании бюджета , вследствие чего параметры бюджета изменяются на поздних этапах его исполнения, что влияет на своевременность освоения бюджетных средств и на рост дебиторской задолженности текущего года.
Руководитель Ревизионной комиссии почеркнул, что акиматом города в целом обеспечивается достижение основных параметров исполнения бюджета, что положительно влияет на социально-экономическое развитие столицы. Но недостатки в ходе исполнения бюджета требуют принятия соответствующих мер.
Депутат Зейнулла Шибкенов задал вопрос руководителю Ревизионной комиссии с чем связано неисполнение решений суда за 2011-2016 годы.
И. Акпомбаев ответил, что на самом деле есть решения суда по возврату денежных средств, а чтобы ответить, как они исполнены, на заседание приглашен представитель департамента юстиции.
Заместитель руководителя департамента юстиции Рахат Жунусов пояснил, что неисполнение решений суда связано и с не профессиональными действиями судебных исполнителей, и с тем, что на юридическое лицо возбуждается уголовное дело и, когда доходит дело до исполнения решения суда, взять с юридического лица ничего нельзя, так как на счетах ничего нет.
З. Шибкенов отметил, что это «невозвратные» деньги, получается, что в стране законы не работают. Кто-то должен нести за это ответственность.
Рахат Жунусов проинформировал, что департаментом юстиции предлагалось признать эти юридические лица банкротами, и в порядке гражданского процесса, если будет установлена вина руководителя или учредителя, будет установлена дисциплинарная ответственность. На данный момент в рамках действующего законодательства, материальную ответственность несёт только юридическое лицо. По всем этим производствам департаментом юстиции поднимался вопрос, направлялись представления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 430 Уголовного кодекса в отношении должников, но ни один материал не дошёл до суда, соответственно все эти материалы были прекращены.
Зейнулла Шибкенов подчеркнул, что данный вопрос поднимался неоднократно, закон должен работать. Необходимо поставить перед акимом вопрос, подготовить справку и довести это дело до логического конца. Речь идет о миллиардах тенге, которых не хватает городу.
Председатель заседания Мирас Шекенов обратился к представителю департамента юстиции с просьбой отработать совместно с Ревизионной комиссией и подготовить справку в маслихат о ситуации по данному вопросу, внести предложения по мерам в отношении администраторов программ.
И. Акпомбаев ответил, есть вопрос к администраторам программ по поводу суммы почти в миллиард тенге, по поводу которой администраторы с 2009 по 2016 годы не подали в суд.
Руководитель управления финансов ответил, что задолженность на 1 января 2019 года была 42 млрд. 346 млн. тенге, на 1 января 2020 года – 39 млрд. 500 млн. тенге. Снизилась, на 2,8 млрд. тенге. По результатам анализа из 39 млрд. тенге, 33 млрд. тенге – задолженность прошлых лет. Таким образом, из задолженности на январь 2019 года 42 млрд. 346 млн. тенге, осталась задолженность в сумме 33 млрд. тенге, погашено 9 млрд. тенге. Из суммы 39 млрд. тенге, 16 млрд. тенге – это сумма задолженности в связи с неисполнением судебных решений по погашению задолженности. По управлению строительства и жилищной политики 13 млрд. тенге задолженность прошлых лет, управление транспорта задолженность 5 млрд. 487 млн. тенге задолженность прошлых лет, управление топливно-энергетического комплекса 19 млрд. тенге, из них 14 млрд. задолженность прошлых лет, 5 млрд. текущая задолженность.
Бахытжан Кабенов ответил, что управление транспорта и развития транспортной инфраструктуры имеет две большие задолженности, которые сложились в результате оплаты аванса в предыдущие годы. В настоящее время ведется корректировка проекта и по условиям договора этот аванс должен погашаться путем выставления актов выполненных работ. В текущем году должна завершиться корректировка проекта и работы по строительству должны быть выполнены в счет погашения аванса. В данный момент работы приостановлены, так как ведется корректировка проекта. От организации получены гарантийные письма о том, что в декабре они задолженность погасят, копии писем направлялись в Ревизионную комиссию.
Депутат З. Шибкенов задал вопрос, почему гарантийный взнос оказался меньше, чем деньги, которые он получил в результате госзакупа.
Бахытжан Кабенов ответил, что в редакции Закона РК «О государственных закупках» 2007 года, который действовал до 2015 года. Для обеспечения договора вносилось 3%, аванс не обеспечивался. Обязательное условие по авансу появилось в 2015 году в новом Законе. Управление по некоторым договорам по своей инициативе делало страховой полис, но органы прокуратуры при проверке указали управлению на превышение полномочий, препятствие развитию бизнеса, так как этого условия не было в Законе.
Депутат Қарақат Абден обратилась к руководителю Ревизионной комиссии с вопросом, за 2019 год объем выявленных нарушений, объем доначисленных сумм и объем сумм, которые были возвращены в бюджет. Хотелось узнать суммы за 2018 год, чтобы понять какова тенденция, проводится ли работа в данном направлении.
И. Акпомбаев сказал, сумма восстановленных средств за 2019 год 9,5 млрд. тенге., взысканных – 142 млн. тенге. За счет административных штрафов Ревизионная комиссия восстановила более 8 млн. тенге. На слайде есть информация за 2018 год 68,5 млрд. тенге.
Депутат Рамзия Умербаева задала вопрос управлению экономики. Во время защиты бюджета, вы информировали о том, сколько необходимо денег, но каждый раз присутствуя на заседаниях Ревизионной комиссии депутаты убеждаются, что совершается много нарушений на миллиардные суммы. По управлению строительства можно отметить, что они в лидерах по финансовым нарушениям. Также к ним можно предъявить много претензий в связи с некачественным строительством. Например, школа по ул. Иманова, Брусиловского, строительство долго не начиналось. Прошу ответить, что может сказать управление по многочисленным нарушениям. Сколько денег было возвращено в бюджет, какие меры будут приняты в отношении нарушителей.
Руководитель управления строительства ответил, что строительство школы завершилось в срок. Так как он вновь назначенный руководитель, со всеми проблемными вопросами будет разбираться и устранять. Управление работает над подготовкой нового план мероприятий и новыми подходами к работе. Возвращено порядка 5 млрд. тенге в бюджет.
Депутат З. Шибкенов обратился с вопросом к управлению строительства по по срокам завершения строительства ТЭЦ-1 в районе Акбулак.
Руководитель управления строительства пояснил, что строительство завершится в 2020 году.
Председатель совместного заседания постоянных комиссий М Шекенов попросил управление строительства подготовить данные о неосвоенных средствах по данному проекту, потому что у депутатов есть сомнения относительно завершения строительства.
И.о. секретаря маслихата М. Шайдаров задал вопрос управлению топливно-энергетического комплекса, он спросил с чем связана высокая дебиторская задолженность, 19,5 млрд. тенге в 2018 году, в 2019 году та же сумма.
Заместитель руководителя управления топливно-энергетического комплекса Даурен Жолдыбаев сказал, что задолженность была 19,5 млрд. тенге, план погашения на 2019 год 9,9 млрд. тенге., погашено 5,5 млрд. тенге, остаток 4,3 млрд. тенге. Как озвучил докладчик сумма зависит от авансовой стоимости оборудования в 1,5 млрд. тенге, подготовлены исполнительные листы, по которым в департамент юстиции и прокуратуру направлены письма. По действующим проектам сумму взыскать не представляется возможным по решению суда. Частично, с каждого года финансирования происходит погашение суммы, с каждой оплаты, каждого транша управление вместо 30%, удерживает 50-60%.
И.о. секретаря маслихата М. Шайдаров отметил, что суммы переходящие.
Заместитель руководителя управления топливно-энергетического комплекса сказал, что дебиторская задолженность не за один год, в основном, переходящие суммы.
М. Шекенов уточнил, что не переходящие, а основная сумма, это долги прошлых лет. И, по сути, это невозвратные деньги.
И.о. секретаря маслихата М. Шайдаров подчеркнул, что долги прошлых лет висят на управлении, как груз и портят все показатели. Поэтому нужно что-то делать, в суды подавать, принимать какие-то решения. Иначе управление будет до 2030 года тянуть эти долги с 2009 года. Есть вопрос к управлению транспорта, было запланировано 166 КНС, а ввели только 2, канализационные люки планировали 915, а ввели 14.
Бахытжан Кабенов, руководитель планово-экономического отдела управления транспорта и развития транспортной инфраструктуры ответил, что в прошлом году было неосвоение порядка 232 млн. тенге. Сейчас идут судебные процедуры. Управление подало в суд на недобросовестных подрядчиков, ждет решения суда.