Отчет постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период сентябрь 2017 года по июнь 2018 года
28.08.2019
Рассмотрен
на 34 сессии маслихата
города Астаны
28 июня 2018 года
Отчет постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета,
экономики, промышленности и предпринимательства
за период сентябрь 2017 года по июнь 2018 года
Отчет постоянной комиссии маслихата города Астаны шестого созыва по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства за период сентябрь 2017 года – июнь 2018 года.
В состав постоянной комиссии входят депутаты: Шибкенов Зейнулла Рахимович, Куришбаев Ахылбек Кажигулович, Бекишев Есенжол Тускенов, Ким Алмаз Феликсович, Батпенов Саят Нурланович.
Деятельность постоянной комиссии осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, Регламентом и перспективным планом маслихата города Астаны.
За отчетный период постоянной комиссией проведено 6 заседаний и рассмотрено 7 вопросов.
Постоянной комиссией основное внимание уделяется подготовке и утверждению бюджета столицы на предстоящие годы как одному из приоритетных направлений в деятельности комиссии.
В соотвествии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан проект решения «О бюджете города Астаны на 2018-2020 годы» был рассмотрен на раздельных и совместном заседаниях постоянной комиссии и фракции партии «Нұр Отан», где депутаты имели возможность ознакомиться с пргнозом социально-экономического развития города, основными показателями валового регионального продукта, планами налоговых и других поступлений в бюджет.
В ходе обсуждения проекта бюджета депутаты, выражая волю своих избирателей, особое внимание уделяли вопросам строительства объектов образования, здравоохранения, оказания социальной помощи, занятости населения, развития транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктуры, внутриквартального благоустройства дворов и многим другим.
По итогам обсуждения администраторами бюджетных программ подавались заявки на дополнительную потребность в разрезе бюджетных программ. Отрадно отметить, что акиматом города из заявленных администраторами бюджетных программ дополнительной потребности в сумме свыше 88 631,0 млн. тенге поддержано после обсуждения в постоянных комиссиях маслихата более 41 860,0 млн. тенге. Это часть заявок управления образования, управления внутренней политики, аппарата акима города Астаны, управления физической культуры и спорта, управления занятости, труда и социальной защиты, управления коммунального имущества и государственных закупок, управления здравоохранения, управления пассажирского транспорта, аппаратов акимов районов "Алматы", "Есиль", "Сарыарка", управления по инвестициям и развитию. Не поддержаны бюджетные заявки управлений автомобильных дорог, строительства, природных ресурсов и регулирования природопользования, по делам религий, архитектуры и градостроительства, Департамента внутренних дел города Астаны.
Дополнительная потребность Управления занятости, труда и социальной защиты поддержана в сумме 236,0 млн. тенге из 503,0 млн. тенге заявленных.
Кроме того, депутаты вновь обратили внимание на проблемы, которые носят системный характер. Это неукомплектованность учреждений образования после сдачи их в эксплуатацию, несвоевременная передача в коммунальную собственность объектов коммунального хозяйства, вновь вводимых объектов и других объектов недвижимости города, отсутствие подъездных путей к учреждениям образования, благоустройство внутридворовых территорий, озеленение, санитарное содержание территорий и другие проблемные вопросы
Депутатами постоянной комиссии маслихата большое внимание уделялось вопросу исполнения бюджета за прошлый год.
Вопрос «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Астаны за 2017 год» активно обсуждался на раздельных и совместном заседаниях постоянной комиссии, были заслушаны доклад Управления финансов города Астаны и заключение к отчету Ревизионной комиссии по городу Астане.
При рассмотрении отчета по исполнению бюджета за 2017 год было отмечено, что бюджетная политика 2017 года была направлена на достижение целей и задач, определенных в Программе развития города Астаны и бюджетных программах администраторов бюджетных программ.
Несмотря на перевыполнение плана по доходу и освоение администраторами бюджетных программ, бюджетных средств в полном объеме, имеются существенные проблемы.
Отсутствует четкая стратегия реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Так, из Перечня исключено 13 проектов и дополнительно включено 113 новых проектов, что оказывает влияние на достижение поставленных целей и задач стратегических документов.
Определенные упущения допускаются при планировании средств на бюджетные инвестиции путем капитализации уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора и при реализации финансово-экономических обоснований проектов.
В течение длительного времени не решается вопрос по недоиспользованным средствам, выделенных субъектам квазигосударственного сектора на цели развития и числящихся на контрольных счетах в органе казначейства (8 247 ,8 млн . тенге), из которых порядка 400,0 млн. тенге не используются более 5 лет.
Увеличился долг местного исполнительного органа и на начало года составил 118,2 млрд. тенге.
Отмечается увеличение объемов дебиторской задолженности администраторами бюджетных программ из-за имеющихся недостатков планирования бюджета, вследствие чего параметры бюджета изменяются на поздних этапах его исполнения, что влияет на своевременное освоение выделенных бюджетных средств и на рост объемов дебиторской задолженности.
Наибольшие объемы дебиторской задолженности приходятся на управление строительства – 14 424 179,7 тыс. тенге или 30,6% , управление коммунального хозяйства - 9 201 714,8 тыс. тенге или 19,5%, на управление автомобильных дорог – 9 085 562,6 тыс. тенге или 19,2%.
Причины их образования практически неизменны – это авансовые платежи, неисполнение договорных обязательств, судебные разбирательства и т.д.
Руководителям управлений и департаментов необходимо повысить ответственность за своевременное устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства, а ревизионной комиссии в рамках своей компетенции принимать более строгие меры наказания к администраторам за неисполнение данных им рекомендаций.
В целях совершенствования системы учета государственного коммунального имущества и повышения эффективности системы управления коммунальной собственностью был рассмотрен вопрос «Об эффекттивности управления коммунальным имуществом города Астаны».
В ходе рассмотрения вопроса постоянной комиссией отмечено, что в работе управления коммунального имущества и государственных закупок города Астаны имеется ряд проблем в части ведения бухгалтерского учета, инвентаризации, соблюдения техники безопасности и наличия на балансе непрофильных активов.
Имеют место нарушения в регистрации объектов недвижимости, не проведены работы по корректировке регистрационных материалов в базе данных Департамента юстиции (наименование собственников, площадей).
Из –за отсутствия правоустанавливающих документов большая часть нежилых помещений не была зарегистрирована в органах юстиции.
Постоянной комиссией было отмечено отсутствие должного контроля по передаче в коммунальную собственность города вновь введенных объектов, инженерно-коммуникационных сетей с последующей передачей их эксплуатирующим организациям.
По результатам рассмотрения были даны управлению соотвествующие рекомендации.
Эффективность использования бюджетных средств аппаратами акимов районов города была рассмотрена при обсуждении вопроса «О реализации аудиторских мероприятий и мерах по осуществлению контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, направленных на развитие санитарной очистки и благоустройства города Астаны».
В ходе обсуждения депутатами была заслушана информация акимов районов «Алматы», «Есиль», «Сарыарка».
Отсутствие единой методики осуществления работ/услуг и их оценки приводит к существенным различиям в объемах затрат бюджета в разрезе районов столицы в расчете на единицу площади уборки.
Низкое качество планирования аппаратами акимов районов в 2016 году не позволило достичь индикатора Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы «Увеличение площади озеленения территорий», а отсутствие данных по индикатору «Снижение доли дворовых территорий, требующих ремонта» не позволило оценить ее достижения.
Также Ревизионной комиссией выявлены факты проведения аппаратами акимов районов города в рамках текущих бюджетных программ работ капитального характера без разработки проектно-сметной документации и без осуществления авторского и технического надзора.
И более 400 улиц, свыше 50 парков, скверов, фонтанов и мостов, обслуживаемых аппаратами акимов районов, не числятся на их балансе.
Отсутствует методика по установлению способов определения приоритетности использования бюджетных средств и концепция благоустройства территории районов, кварталов, оформления города к государственным и национальным праздникам и социально значимым мероприятиям.
На постоянной комиссии рассмотрен отчет управления архитектуры и градостроительства и земельных отношений города Астаны и Управления активов и государственных закупок города Астаны о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка для проектирования и строительства объектов промышленно-гражданского назначения.
В ходе обсуждения депутаты отметили, что, несмотря на проводимую работу, имеют место проблемные вопросы.
Наиболее актуальной проблемой в столице является отсутствие свободных земельных участков, обеспеченных всеми необходимыми инженерными коммуникациями.
Отсутствует норма действующего законодательства, позволяющая акимату города вести отдельный перечень недобросовестных покупателей с целью недопущения их на повторные торги.
Из-за неинвестиционной привлекательности победители после заключения договора купли-продажи и на этапе полной оплаты отказываются от исполнения своих обязательств.
Не пользуются повышенным спросом земельные участки, расположенные на окраинах города.
В соотвествии с Регламентом маслихата комиссией осуществляется контроль за принимаемыми решениями сессий и постановлениями комиссий.
Так, на контроле решение маслихата «О принятии государственных обязательств по проекту государственно-частного партнерства «Строительство и эксплуатация детских садов в городе Астане» и решение «О принятии государственных обязательств по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации и видеоаналитики в городе Астане».
Кроме того, на контроле у постоянной комиссии все принятые постановления, выполнение которых находится на контроле постоянной комиссии.
Депутаты, наряду с участием в работе сессий и заседаний постоянных комиссий, принимают непосредственное участие в социально- экономической жизни столицы, будучи членами координационных советов, городских и межведомственных комиссий при акимате города.
Определенную работу проводят члены постоянной комиссии в своих избирательных округах, ведут прием избирателей, рассматривают заявления и обращения граждан, своевременно направляют запросы и письма в соотвествующие ведомства. В заключение хотел поблагодарить членов комиссий за активную и плодотворную работу, за активное обсуждение выносимых на комиссию вопросов и за активное участие в работе комиссий и сессий городского маслихата.