Отчет о работе постоянной комиссии маслихата города Астаны шестого созыва по вопросам социально-культурного развития за период с марта 2017 года по март 2018 года
27.08.2019
Отчет
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Постоянная комиссия по вопросам социально-культурного развития, в состав которой входят депутаты Шайдаров М. З., Абден К. Ж., Гаипов З. С., Солодовников С. П., Табулдина А. Ж., Умербаева Р. Ф. провели работу в рамках утвержденного плана.
Ключевые проблемы — вопросы, связанные с реализацией Послания Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и Плана нации «100 конкретных шагов». Одним из основных направлений Послания является улучшение качества человеческого капитала. Наряду с изменениями в системе образования и системы здравоохранения оптимизация социальной помощи с усилением ее адресного характера (84 шаг Плана нации).
В связи с этим вопросами, обсуждаемыми на заседаниях постоянной комиссии были:
- оказание первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи населению;
- организация помощи детям-сиротам, детям с тяжелыми формами заболеваний, патронатным и многодетным семьям;
- обеспечение беспрепятственного передвижения лиц с ограниченными возможностями и беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной инфраструктуры;
- состояние работы по государственной поддержке молодежи и вовлечению их в общественную жизнь столицы и меры по обеспечению поддержки;
- организация работы местных исполнительных и правоохранительных органов по профилактике бытового насилия.
На публичных слушаниях обсуждались следующие вопросы:
- мероприятия по формированию культурных и гендерных отношений в семье и обществе;
- проблемы формирования здорового образа жизни в Астане.
В «День депутата» был заслушан отчет по организации работы исполнительных органов по внедрению проекта «Умный город «SmartAstana» в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, рассмотрены и утверждены «Правила оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан в городе Астане».
По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления.
Уважаемые коллеги! Не буду перечислять все оптимальные тенденции в работе уполномоченных органов по вышеуказанным направлениям.
Разрешите остановиться только на рекомендациях нашей комиссии.
По амбулаторно-поликлинической помощи:
- принятие необходимых мер, направленных на реализацию государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық сақтау» на 2016-2019 годы;
- рассмотрение вопроса добросовестного распределения бюджета амбулаторно-поликлинического комплекса на основе комплексного подушевого норматива;
- предусмотреть выделение бюджетных средств на амбулаторное лекарственное обеспечение и развитие школьной медицины;
- принятие безотлагательных мер по передаче вновь введенных объектов социальной сферы, в том числе городской станции скорой медицинской помощи, поликлиники № 12 города Астаны в коммунальную собственность города Астаны;
- принять меры по открытию отделения неотложной скорой медицинской помощи в микрорайоне «Жагалау»;
- строительство пристройки к поликлинике № 1, расширение поликлиники в жилом массиве «Ондирис»;
- оформление соответствующих документов на здание поликлиники № 12, расположенное в жилом массиве Ильинка;
- приведение в соответствие штатных единиц амбулаторно-поликлинической службы;
- обеспечение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи пациентам в пригородных населенных пунктах столицы;
- привлечение внимания руководства и преподавательского состава высшего медицинского колледжа города Астаны к необходимости обеспечения высокой результативности образовательного процесса по подготовке среднего медицинского персонала;
- активизация деятельности Центра формирования здорового образа жизни города Астаны, улучшение качества проводимых мероприятий, необходимых для укрепления здоровья, профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни и здорового питания;
- инициировать предложение о подготовке медицинских кадров по специальности «Социальная психология» АО «Медицинский университет Астана»;
- активизация деятельности средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни путем увеличения государственного заказа на оказание социальных роликов и выпуск медицинских теле-и радиопрограмм.
Посещение депутатами постоянной комиссии ряда объектов системы обслуживания населения, культуры, спорта, образования показало, что имеются серьезные недостатки в работе по адаптации объектов для доступа людей с ограниченными возможностями.
В этой связи акимату города даны следующие рекомендации:
- осуществление необходимых мер по созданию условий для свободного передвижения людей с ограниченными возможностями и беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям с максимальным учетом потребностей;
- обеспечение выделения мест для парковки индивидуальных автотранспортных средств лицами с ограниченными возможностями с установкой специального дорожного знака;
- обеспечение участия представителей общественных объединений инвалидов в составе государственной приемочной комиссии по приемке жилищно-гражданских и коммунальных объектов при вводе их в эксплуатацию;
- обеспечить установку специальных светофоров с синхронными звуковыми и световыми сигналами, дорожных знаков и указателей, пешеходных переходов, оборудованных звуковыми и световыми устройствами, в местах расположения учреждений, ориентированных на обслуживание маломобильных групп населения, а также в местах массового пребывания людей.
В работе исполнительных органов по организации помощи детям-сиротам, детям с тяжелыми заболеваниями, патронатным и многодетным семьям имеется проблема перегрузки специальной коррекционной школы-интерната, расположенной в неприспособленном помещении для детей с ограниченными возможностями.
Нехватка специалистов медицинской сферы не позволяет детям с отклонениями в состоянии здоровья развиваться так, как им нужно.
Необходимо ежегодно расширять сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции, дети-инвалиды, не относящиеся к категории детей из числа детей-сирот и малообеспеченных семей, не обеспечены горячим питанием в школах.
Эти нерешенные вопросы и еще ряд проблем явились основанием для представления в уполномоченные органы нижеследующего:
- обеспечение строгого учета и контроля за распределением жилья из коммунального жилищного фонда выпускникам учреждений для детей-сирот;
- рассмотреть возможность строительства безбарьерной игровой площадки для детей специализированного Дома ребенка;
- рассмотреть вопрос строительства общежития для социальных работников, занимающихся организацией оказания бытовой, материальной, моральной и правовой помощи незащищенным слоям населения.
Проведение мониторинга по охвату детей-инвалидов школьного возраста общеобразовательным процессом, расширение кабинетов психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центров для детей с аутизмом, нарушениями речи и проблемами психического развития, принятие мер по обеспечению бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями, открытие группы продленного дня для учащихся детей, не слышащих родителей;
- изучение возможности льготного проезда для лиц, сопровождающих детей с ограниченными возможностями;
- принять меры по принудительному взысканию алиментов с родителей, лишенных родительских прав на 13 детей специализированного Дома ребенка.
Особое внимание уделяется выявлению и развитию творческих способностей молодежи столицы. Проведенные культурные мероприятия способствуют укреплению межэтнического согласия, пропаганде толерантности, реализации творческого потенциала и развитию молодежных объединений. В рамках проектов «Оказание помощи подросткам в адаптации молодежи с девиантным поведением и подвергшимся уголовному наказанию», «Проведение профилактических мероприятий по категориям молодежи», «Творческий фестиваль для молодежи с ограниченными возможностями» проводится работа с социально-уязвимыми слоями населения.
Уполномоченному органу акимата города Астаны рекомендовано продолжить работу в данном направлении.
Постоянная комиссия маслихата сообщила, что в городе ведется работа, направленная на профилактику бытового насилия.
Пугает тот факт, что большое количество жертв бытового насилия составляют дети. Из 810 человек, принятых кризисным центром со дня службы, 534 – дети.
В связи с этим акимату города совместно с местной полицейской службой ДВД г. Астаны были представлены рекомендации:
- принятие мер по обеспечению оперативных и согласованных действий при обращении жертв бытового насилия;
- активизация роли общественных организаций, в том числе советов отцов, матерей, Аксакалов, общественных советов;
- усиление воспитательной работы по интеллектуальному, духовному и физическому воспитанию подрастающего поколения;
- продолжить работу по формированию у населения города здорового образа жизни и избавлению табакокурения, наркотической и алкогольной зависимости;
- информирование населения через СМИ, социальную рекламу о принимаемых государством мерах по защите женщин от всех видов насилия, а также об ответственности родителей и лиц, совершивших противоправные действия в отношении детей.
О гендерной и семейно-демографической политике
Ведется системная работа, направленная на продвижение принципов гендерного равенства, создание здорового образа жизни, создание общества массового труда.
Усилена работа по профилактике насилия в отношении женщин и детей.
Кроме того, в целях продолжения и активизации работы в данном направлении необходимо:
- составление комплексного плана деятельности городских исполнительных органов по планированию и воспитанию детей, профилактике разводов молодых семьей, оказанию психологической и консультативной помощи одиноким лицам, не имеющим семей, в том числе с привлечением психологов, медицинских работников, учителей;
- активизация работы на основе государственно-частного партнерства семейных и гендерных проектов, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения высшего образования, здоровья, семейных ценностей, женщин, ставших жертвами торговли людьми и страдающих бытовым насилием проведение бесплатных тренингов и консультаций по вопросам правовой грамотности;
- рассмотреть вопрос организации дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел передовому опыту профилактической работы по раннему выявлению рисков плохого состояния семьи и ребенка;
- развитие женского бизнеса и совершенствование деятельности по обеспечению женщин финансовыми и нефинансовыми инструментами;
- обеспечение организации курсов повышения квалификации педагогических кадров по программам духовно-нравственного образования «Самопознание», с привлечением семейных ценностей, социальных работников, сотрудников внутренних дел, представителей неправительственных организаций, проведение классных часов по вопросам бытового насилия, проведение мероприятий по повышению статуса рабочих специальностей;
- проведение работы по охвату различных категорий населения, в том числе детей, подростков и молодежи из групп риска спортивными секциями, общедоступными видами спорта.
Постоянная комиссия сообщает, что проводимая в городе работа по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни находится на недостаточном уровне.
В целях обеспечения межсекторального и межведомственного взаимодействия необходимо разработать и внедрить комплексную программу по формированию здорового образа жизни в городе Астане.
Управление здравоохранения города, управление образования осуществляют деятельность ТОО «Формирование здорового образа жизни» по мотивации населения к ведению здорового образа жизни нужна координация. Работа ведется без анализа проблем среди учащихся и молодежи.
В связи с этим комиссия считает необходимым следующее
-проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведение инвентаризации и паспортизации спортивных площадок города для привлечения к этому широких слоев населения, в том числе людей с ограниченными возможностями. Учет принципов здоровой планировки города при принятии архитектурно-планировочных решений;
- принять меры по освещению тротуаров, пешеходных переходов, проезжей части в отдаленных районах столицы. Установка предупреждающих дорожных знаков, установка устройств фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения на территории детских дошкольных учреждений, школ и в других местах массового скопления детей;
- рассмотреть возможность запрета продажи сладких газированных напитков, фастфуда, табачных изделий на территориях общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений;
- разработка региональной программы по формированию здорового образа жизни в городе Астане;
- повышение качества работы со средствами массовой информации по освещению различных аспектов здорового образа жизни, а также разработке и выпуску необходимой информационно-рекламной продукции, подготовке и распространению социальной рекламы, проведению мониторинга среди различных групп населения;
-активизация участия детей в спортивных, спортивно-технических, спортивно-туристских городских и республиканских соревнованиях.
Отдельно хотелось бы остановиться на организации работы исполнительных органов по внедрению проекта «Умный город» SmartAstana» в учреждениях здравоохранения.
На сегодняшний день в рамках концепции» Smart Астана «внедряется проект» Smart Медицина», целью которого является внедрение медицинской информационной системы, обеспечивающей автоматизацию работы медицинских учреждений и персонализацию данных пациентов.
Создана рабочая группа, разработана и утверждена концепция проекта, паспорт проекта и дорожная карта по реализации проекта.
Управлением здравоохранения в 2017 году в рамках проекта внедрен пилот по медицинской информационной системе на базе городской детской больницы № 2, перинатального центра № 3 и городской поликлиники № 10.
Для полного внедрения проекта рассматривается комплексный подход к реализации проекта с учетом создания соответствующей инфраструктуры.
До 2021 года планируется поэтапное внедрение всех перечисленных компонентов во всех подведомственных медицинских организациях управления здравоохранения.
Уважаемые коллеги!
Отчет о проделанной работе на сегодня-это не только подведение некоторых итогов работы, но и основа определения плана на будущее. Используя полномочия, предоставленные законодательством, и поддерживая стратегию Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, изложенную в ежегодных Посланиях народу Казахстана, объединяйтесь с исполнительной властью, руководителями социальных объектов, бизнес-структурами по улучшению благосостояния жителей нашего города.
Спасибо за внимание!