Автопарки расплатятся по долгам
13.09.2018
Частные автопарки столицы жалуются на недостаток водителей. В итоге, плановая потребность некоторых маршрутов едва достигает 80%. Государственные субсидии, которые уже начали выплачивать городским автопаркам, осле введения дифференцированного тарифа, должны решить часть их финансовых трудностей. Однако вывести ранее убыточные предприятия на рентабельность - задача не из легких.
Накануне очередной сессии маслихата, депутаты проверили нынешнее состояние автобусных парков столицы. Во время выездного совещания они посетили единственный городской коммунальный автобусный парк №1 и принадлежащий частному оператору – АО «Автобусный парк №2».
Как оказалось, после введения дифференцированного тарифа, частные перевозчики не смогли обслуживать некоторые маршруты. Причиной стал массовый уход водителей, которые ранее работали на условиях аренды. Перспектива довольствоваться зарплатой их не устроила и автобусы вынуждены были некоторое время простаивать без дела. Такая ситуация возникла во втором автопарке. Сегодня здесь имеется 109 автобусов, которые ежедневно совершают 79 выездов на линию. Однако, в течение месяца, благодаря госсубсидиям, руководитель автопарка надеется вывести потребность маршрутов на 100% уровень. Только после этого, автобусный парк сможет выплачивать долговые обязательства по лизингу перед акиматом. Но а пока, часть маршрутов была передана на обслуживание государственному предприятию - АО «Автобусный парк №1».
- Сегодня 60% перевозок в городе осуществляет именно этот автопарк, а также 100% пригородных и 70%-экспресс-маршрутов. На предприятии работает 1673 человек, из них 824 водителя, которые трудятся в три смены по 12 часов, - рассказывает председатель правления АО «Автобусный парк №1» Нурмухан Пулатов. – Конечно, дефицит в кадрах до сих пор ощущается, но не настолько, как в частных автопарках. У нас средняя зарплата водителей повысилась на 30-50% и составляет от 300 тысяч тенге и выше.
По словам руководства коммунального автопарка, маршруты, которые они обслуживают нареканий к интервалу движения не имеют. Ранее в среднем автопарк обслуживал 12 маршрутов, сегодня 48–29 городских, 16 пригородных и 3 экспресс-маршрута.
После экскурсии по предприятию депутаты осмотрели автобазы. Как признался представитель автобусного парка, наряду с положительными результатами работы, имеются проблемы, связанные с техническим обслуживанием автобусов. Так, например, база, где проходит техосмотр машин, рассчитана на 200 единиц транспорта, вместо этого здесь содержится 300. Кроме того, актуальным вопросом остается нехватка автомоек. Но главная проблема на сегодня, по словам Нурмухана Пулатова – заправка топливом.
- На сегодня имеется долг за топливо в размере 1 млрд. 20 млн. тенге на этот год. На днях получили субсидии и сразу же 300 млн. тенге отдали за топливо, – признается он. – Всего в день наше предприятие потребляет 62 тысячи литров топлива.
Как оказалось, полученной господдержки, в виде субсидий, хватает только на расходы топлива, зарплату, лизинг за закупленные городом новые автобусы и накладные расходы. На сегодняшний день долг предприятия составляет 7,9 млрд. тенге только по лизингу. Чтобы рассчитаться по обязательствам автопарку ежемесячно необходимо оплачивать 506 млн. тенге.
Между тем, депутаты уверены, что предприятие способно выйти на рентабельность с учетом введенного тарифа.
- Сейчас имеется острая проблема по безбилетникам. Есть маршруты, где средняя загруженность составляет от 50% до 70%. На этих маршрутах консультантов убрали, потому что они могут свободно входить в переднюю дверь, валидироваться около водителя, не создавая затора. А есть такие маршруты, где пассажиропоток свыше 70%. Естественно, водитель физически не успевает проконтролировать пассажиров, - уточнил заместитель председателя правления ТОО «Астана ЛРТ» Бейбут Есжанов.
Однако, представители коммунального предприятия опасаются, что выбраться из долговой ямы будет не просто. По словам Пулатова, большие растраты образовались перед кредиторами за первостепенные нужды - всевозможные экспертизы, закуп масел и фильтров. Только с начала года перед кредиторами образовался долг 1,5 млрд. тенге. Кроме того, большой дисбаланс в экономику предприятия вносит нестабильный курс доллара.
- В связи с колебанием тенге, практически все поставщики расторгли договора из-за неплатежеспособности предриятия. Все запчасти на современные автобусы приходят к нам из Европы. Сейчас ищем выходы решения проблемы, - посетовал председатель правления автопарка.
В целом, как отмечают в ТОО «Астана ЛРТ», частные автопарки уже могут похвастаться первыми результатами. Все они уже прошли все конкурсные процедуры в рамках законодательства и теперь могут получать субсидии. К слову, второй автопарк уже на 25% смог увеличить оборот благодаря прозрачной системе оплаты. Лучшие результаты из частных операторов пока у автопарка №4, где удалось достичь 30-ти процентного оборота. Впрочем, если увеличится количество сотрудников транспортного контроля, то эти цифры могут значительно увеличиться.
В объезде приняли участие депутаты городского маслихата, руководители управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, представители транспортных предприятий города и средств массовой информации.