О реализации Правил размещения наружной рекламы
12.02.2021
Под председательством Батыра Котырева прошло заседание постоянной комиссии городского маслихата по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства на платформе видеоконференцсвязи сервиса Zoom.
На повестке дня вопрос о ходе реализации Правил размещения наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений, в полосе (вне полосы) отвода автомобильных дорог общего пользования на территории города Нур-Султан.
Назымбек Кенжебаев, заместитель руководителя Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений, информировал депутатов, что в соответствии с Правилами управление совместно со специалистами Департамента государственных доходов, структурных подразделений акимата: Управлений контроля качества и городской среды, по развитию языков и архивного дела и районных акиматов города проводились работы по выявлению объектов наружной рекламы, установленных без уведомления и без согласия собственников зданий.
По улицам Сейфуллина, Кравцова, Момышулы, Бейбитшилик, Сарайшык, Мангилик Ел и Шоссе Алаш выявлено 725 объектов наружной рекламы, установленных без уведомления, демонтировано 302 объекта рекламы, в результате в адрес налогового органа направлены сведения на сумму 1361776 тенге.
Кенжебаев Н. отметил, что одной из проблем в столице является размещение прицепов (мобильные автономные рекламные установки), которые устанавливаются без направления уведомлений и без взимания платы. Однако согласно пункту 29 Правил указанные объекты не относятся к объектам наружной рекламы, соответственно рассмотрения уведомлений по прицепам не входят в компетенцию управления.
Всего за 2020 год направлены сведения о плательщиках а адрес Департамента государственных доходов на сумму 553408563 тенге, на учёт принято 1180 уведомлений о размещении наружной рекламы.
Далее выступил Тлеугали Кишкашбаев, руководитель городского Управления по развитию языков и архивного дела. Он отметил, что основным нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы функционирования языков в республике, является закон «О языках в Республике Казахстан». Основным нарушением при размещении текстов наружной рекламы является размещение информации на одном языке, в переводе текста допускаются стилистические и грамматические ошибки, не соблюдается порядок размещения текстов визуальной информации.
На сегодня имеется правовой пробел, заключающийся в отсутствии регламентации дизайна вывесок, их места расположения.
Управлением проводятся проверки содержания и правильности написания текстов рекламы по письменному заявлению от предпринимателей, в части размещения вывесок на иностранных языках у управления нет никаких полномочий. То есть у управления отсутствуют какие-либо рычаги воздействия на нарушителей. При этом не остаются без внимания жалобы, поступившие в управление через Службу I-komek 109, через соцсеть Faсebook.
Даурен Бабамуратов, руководитель столичного Управления внутренней политики, сказал, что наружная социальная реклама является мощным рычагом воздействия на общественное сознание. Также реклама используется в коммерческих целях, для продвижения бизнеса. В столице создан Координационный совет, куда входят представители управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений; управления внутренней политики; управления по развитию языков и архивного дела; управления контроля и качества городской среды; департамента государственных доходов и департамента внутренних дел по городу Нур-Султан.
Управление внутренней политики занимается реализацией услуг по размещению социальной рекламы и наружного оформления, приуроченных к мероприятиям, посвященным государственным праздникам, памятным событиям и историческим датам. Совместно с районными акиматами занимается размещением малых архитектурных форм, консольных флагов, баннеров. Большой объём работы был выполнен в период ЧС, карантина, по городу была размещена социальная реклама, связанная с пандемией коронавируса.
Даулет Доскулов, руководитель городского Управления контроля и качества городской среды также доложил депутатам какими функциями в части наружной рекламы обладает управление. Во-первых, это контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы наружной рекламы, во-вторых, это контроль за нарушением законодательства при производстве, размещении рекламы товаров, запрещённых законодательством РК.
Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях местные исполнительные органы наделены правом рассматривать вопросы по нарушению законодательства РК «О рекламе» согласно ст. 455 КРКоАП. При этом в управлении отсутствуют функции мониторинга каких-либо объектов и все меры принимаются к нарушителям только в рамках проверки. Однако, из-за введённого моратория на субъектах малого предпринимательства с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года проверки прекращены.
Тем не менее районными акиматами проведено более 130 выездных мероприятий, по итогам демонтировано 1150 рекламных объектов.
Депутатами бы высказаны вопросы и предложения относительно имеющихся проблем наружной рекламы; о том, что необходимо дать чёткие указания предпринимателям как оформлять вывески, на кириллице или латинице; существует ли в городе единый поход к оформлению центральных улиц и улиц, расположенных на окраинах города; о перераспределении функций между управлением архитектуры и управлением контроля и качества городской среды, тем более Ревизионной комиссией были даны рекомендации по этому поводу. Данный вопрос следует решить в ближайшее время, чтобы не создавать предпринимателям дополнительные трудности при оформлении разрешительных документов.
Депутат Динара Уразалина сказала, что к ней обратился предприниматель, который в течение 10 лет платил налог за вывеску своей организации. Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений подтвердило, что начисление налога производилось не законно, так как в Правилах указано, что наименование организации, предприятия не является рекламой.
Выступила Калменова Гульжан, которая сказала, что начисление соответствующих налогов производится согласно сведениям, представленным уполномоченными органами. Корректировкой указанных наименований департамент госдоходов не занимается. Она предложила управлению архитектуры градостроительства и земельных отношений официально обратиться в департамент для выяснения ситуации и принятия мер. Если факт подтвердится, предприниматель имеет право затребовать уплаченную сумму.
Депутат Серик Тусупов отметил, что реклама дорогое удовольствие, в городе нет конкурентной среды, есть ли смысл требовать строгого единообразия к наружной рекламе.
Депутат Гульжамал Джапарова задала вопрос, имеется ли информация о количестве рекламных агентств, и сколько в городе действует профессиональных рекламных агентств.
Председатель постоянной комиссии Батыр Котырев поддержал депутата и предложил подготовить депутатский запрос по данному вопросу.
Депутат Ерлан Дакенов задал вопрос, кто контролирует содержание наружной рекламы, так как всем известно, что реклама, особенно социальная реклама должна играть воспитательную роль. У депутата сложилось впечатление, что районные акиматы украшают свои территории по-разному, существуют ли требования по единообразному исполнению наружной рекламы.
Секретарь маслихата Ерлан Каналимов информировал депутатов о том, что сейчас идёт подготовка Мастер-плана города до 2050 года.
Секретарь маслихата отметил сложность и актуальность вопроса о наружной рекламе столицы и внёс предложения по данному вопросу.
Вопрос мобильной рекламы на колёсах сейчас в столице стал реальной проблемой, так мобильная реклама размещается на парковках, занимает парковочные места. В соответствии с Правилами данные объекты не являются объектами рекламы, соответственно размещаются бесплатно. Маслихату следует подготовить отдельный запрос по вопросу мобильной рекламы. Эти рекламные объекты часто падают от ветра и несут угрозу рядом находящимся автомобилям и людям. Содержание рекламы ни с кем не согласовывается, есть факты рекламы финансовых пирамид.
В последнее время в городе появились многочисленные аэромены, надувные фигуры, которые снизу поддерживаются воздушными компрессорами. Они находятся не на своей территории, возле тротуара или проезжей части, создавая авариную ситуацию, отвлекая автоводителей в ночное время.
Есть проблемы и со звуковой рекламой у объектов МСБ, которая звучит круглосуточно, что доставляет неудобство жителям близлежащих домов.
Предписания об административных штрафах не имеют единого формата, отсутствует единый подход. И предпринимателям легче заплатить штраф, чем узаконить рекламу.
В действующих Правилах функции контроля отведены районным акиматам, которые данную функцию перекладывают на плечи подрядчиков, занимающихся санитарной очисткой и благоустройством территории. Для того, чтобы районные акиматы исполняли функцию, нужна отдельная бюджетная программа, в рамках которой подрядчик мог бы системно заниматься этим вопросом.
В городе проходит много мероприятий, после которых остается много афиш, плакатов, их уборкой также занимаются районные акиматы, управления.
Секретарь маслихата предложил всем заинтересованным организациям выработать предложения по выработке единого механизма решения вопросов наружной рекламы.
По итогам работы постоянной комиссии будет принято соответствующее постановление с учётом замечаний и предложений депутатов маслихата.