Обсуждение проекта бюджета на 2021-2023 годы
06.11.2020
В столичном маслихате прошло заседание постоянной комиссии по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства под председательством Ильи Мещерякова на платформе видеоконференцсвязи сервиса «Zoom».
На повестке дня заседания постоянной комиссии обсуждение проекта бюджета на 2021-2023 годы четырёх государственных органов: Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры; Управления строительства; Управления жилья и жилищной инспекции, Управления контроля и качества городской среды.
Кайсар Манкараев, руководитель управления экономики и бюджетного планирования, выступил основным докладчиком.
Он подробно изложил депутатам, какие запланированы мероприятия, направленные на реализацию поручений Главы государства по повышению качества жизни и уровня социального благополучия горожан на 2021 – 2023 годы в рамках бюджетных ассигнований.
На расходы Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры на трехлетний период предусмотрено 30,2 млрд. тенге (РБ – 10,8 млрд. тенге, МБ – 19,4 млрд. тенге), в том числе в 2021 году – 11,8 млрд. тенге (РБ - 5,0 млрд. тенге, МБ – 6,8 млрд. тенге).
«По программе 003 «Развитие транспортной инфраструктуры» предусмотрено 29 млрд 407 млн. тенге, в том числе в 2021 году – 10 983 млн. тенге (РБ – 5 050 млн. тенге, МБ – 5 933 млн. тенге) на дальнейшую реализацию проектов транспортной инфраструктуры» - сказал Манкараев К.
Управлению строительства на трехлетний период предусмотрено 98,8 млрд. тенге (РБ – 38,8 млрд. тенге, МБ – 60,0 млрд. тенге), в 2021 год – 35,6 млрд. тенге (РБ – 18,7 млрд. тенге, МБ – 22,3 млрд. тенге).
«В целях решения проблемы переуплотненности столичных школ планируется направить выделенные средства на завершение строительства 5-ти школ на 5 700 мест и проектирование 7 объектов образования» - сказал Манкараев К.З.
В 2021 году предусмотрено 13,5 млн. тенге на начало строительства пожарного депо в жилом массиве Ильинка.
«На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения» предусмотрено 1 253 млн. тенге, в том числе в 2021 году – 99 млн. тенге на продолжение проектирования строительства перинатального центра на 250 коек, центра ПМСП на 150 посещений в смену в посёлке Интернациональный, а также приемно-диагностический комплекс при объединении Городская больница № 2 и Перинатальный центр № 1» - отметил руководитель управления экономики и бюджетного планирования.
На расходы Управления жилья и жилищной политики на трехлетний период предусмотрено 9 млрд. 760,5 млн. тенге, из них в 2021 году МБ– 4 млрд. 009,4 млн. тенге.
На снос аварийного и ветхого жилья на трёхлетний период предусмотрено 160,4 млн. тенге, в том числе в 2021 году 120 ,4 млн. тенге на услуги нотариального заверения договоров передачи квартир взамен снесенной аварийной квартиры и на физический снос 5 многоквартирных жилых домов.
На предоставление жилищных сертификатов предусмотрены на 2021 год расходы в сумме 700 ,0 млн. тенге для 466 получателей по 1,5 млн. тенге.
На расходы Управления контроля и качества городской среды предусмотрено 6 млрд 321 ,4 млн. тенге, в 2021 году – 2 млрд 062 ,4 млн. тенге.
Первым содокладчиком выступил Жансултан Сапарбаев, и.о. руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, который сказал, что все цифры проекта бюджета озвучил руководитель управления экономики и бюджетного планирования, поэтому он просит приступить к имеющимся вопросам.
«Я хочу задать наболевший вопрос по улице Жана жол. В этом году снова не довели до конца, хотя сам аким обещал, что всё будет сделано. Я и к вам заходил. На следующий года планируется завершение или нет. Каждый год его в план включают, когда будет отчитываться аким, я этот вопрос обязательно задам. Вы, как руководитель, чётко скажите, на следующий год попадает или нет» - спросил депутат Зейнулла Шибкенов.
Илья Мещеряков пояснил, что это комплексный вопрос, там дело не только в дороге, вопрос касается переноса линий электропередач, коммуникаций, дорожного освещения, инфраструктуры.
«Мы понимаем, что его решение не зависит только от управления. Но какой ответ мы можем дать нашим жителям» - спросил Мещеряков И.Н.
Руководитель экономики и бюджетного планирования сказал, что одна дорога за один год никогда не строится. «Строительство дорог – это недешёвое дело, поэтому строим по мере финансирования. Управление включит в план только в том случае, если будет ПСД, потому что есть ещё инженерные сети.
«Вопрос в том, что есть два переноса сетей. Это не новая дорога, которая требует серьёзных вложений. Эту дорогу просто нужно расширить. Вы не изучили вопрос, хотя я к вам заходил. Там ничего особенного нет. Перенос высоковольтной сети возле Terra motors и теплотрассы, больше там ничего нет. Расширить 500 метров и забыть этот вопрос. Шесть лет не можем сделать, 5 акимов уже поменялось, а вы четвертый руководитель. Вы изучите этот вопрос. До отчёта акима нужно этот вопрос как-то решить. Зимой в этом месте невозможно проехать, а если это скорая помощь. Если там произойдёт авария, дважды уже так было, люди стоят, потому что ни один автобус не может проехать» - сказал Шибкенов З.
Председательствующий заседания поддержал депутата и попросил, чтобы до совместного заседания была внесена ясность по статье расходов по ТЭК, связанной с переносом, по суммам на проектирование, чтобы уже в этом году запустить механизм, по суммам на разработку ПСД.
«Хочу, чтобы было понимание, это не местечковый интерес насчёт Жана жол, за железнодорожным полотном продолжение города. Это проблемная дорога, которая существует с советских времён, там проживает большое население, постоянные пробки и объехать невозможно» - отметил депутат Мирас Шекенов.
Илья Мещеряков предложил рассмотреть, сколько нужно выделить денег в рамках текущего ремонта из местного бюджета на частичное расширение улицы и до совместного заседания постоянных комиссий выработать комплексное решение всех служб и администраторов.
Кайсар Манкараев напомнил, что управлению в рамках текущего ремонта предусмотрено 5,5 млрд. тенге и администратор должен сам определить на какие нужды пойдут эти деньги, могут включить себе в план, если можно сделать в рамках текущего ремонта, если нет, нужно ПСД.
«Ещё хотел бы сказать о двух главных дорогах, улицы Кенесары и Абая. Вы сделали их односторонними, но транспорт движется только по двум полосам, а по другим двум едут автобусы и такси. Мы как будто расширили дорогу, чего нет на самом деле, нужно вернуть двустороннее движение по этим улицам, либо сделать односторонними побочные дороги и тогда вопрос с бесконечными пробками давно решился бы. Пробить улицу Абая, там снос гаражей обойдется в 500 млн. тенге, тем более гаражи разбитые. Вопрос можно было давно решить» - подчеркнул Зейнулла Шибкенов.
«Вопросы по улице Жана Жол давнишние, весь 6 созыв мы слышим обещания. Каждое управление работает само по себе, Манкараев выдаёт деньги, он не может курировать этот вопрос, может акиму районна Байконыр дать поручение собрать всех и выработать решение» - сказал исп. обязанности секретаря городского маслихата Мажит Шайдаров.
Илья Мещеряков предложил определить круг заинтересованных лиц во главе с курирующим заместителем акима Кизатовым Е.А. до совместного заседания, выделить необходимую сумму на ПСД, определить республиканский или местный бюджет, и запустить механизм реализации вопроса, который уже много лет не решается.
«Я хочу сказать о посёлке Железнодорожном, что-то на следующий год предусматривается или нет, дорог там нет, освещения нет, канализации нет, в посёлке проживает 11 тысяч человек, немалый жилой массив, отрезанный на сегодня от города. Главное, есть ПСД, вы же знаете, что проект устареет, потом понадобятся деньги на корректировку, снова сроки, реализация проекта таким образом оттягивается. У нас же много таких проектов, время уходит и проекты устаревают, деньги своевременно не освоили, потом снова идут просят деньги. Может нужно выделять деньги не на новые проекты, а на реализованные проекты, на которые есть ПСД» - сказал депутат Аман Аюпов.
Руководитель управления экономики и бюджетного планирования ответил, что он может внести в бюджет только после поступления заявки. С текущего года аким дал установку, если дома, соцобъекты строятся, тянутся сети, где дома, соцобъекты не строятся, все проекты приостанавливаются. По посёлку Железнодорожный можно сказать, если администратор заявку даст, она будет рассмотрена.
«Есть предложение по Железнодорожному, по программе окраин деньги выделяются по благоустройству, по освещению, это можно решить оперативно, уже в следующем году» - сказал Мирас Шекенов.
Манкараев К. З. сказал, что есть программа по жилым массивам, там 6 млрд. тенге предусмотрено, до сессии есть возможность отработать этот вопрос, но любой инфраструктурный проект должен быть подкреплён ПСД и госэкспертизой. Если есть ПСД, можно выделить средства в начале следующего года.
Председательствующий заседания объявил, что поступили вопросы от жительниц города Анар Калиевой и Аллы Кужатаевой. После того как были озвучены вопросы, Мещеряков сказал, что управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры должно подготовить ответ и разместить в комментариях под вопросом.
«У меня предложение с учётом того, что мы пришли в новую реальность, через фейсбук записываем все наши выступления и наши заседания, все ответы, которые мы получаем в ходе текущего заседания, уполномоченным органам давать расширенно в комментариях под нашим видеоматериалом, который мы выкладываем через маслихат, тогда будет структурно понятно, какие были вопросы, и какие были ответы» - сказал Илья Мещеряков.
Шекенов попросил не рассматривать Уркер как место, куда можно размещать старые остановки, по остаточному принципу. Нужно закладывать средства на нормальные остановочные павильоны.
Вторым выступил Самат Сарсенгалиев, руководитель управления строительства, он сказал, что Манкараев К.З. озвучил проект бюджета на три года и он готов ответить на вопросы.
«Вчера, когда мы обсуждали бюджет здравоохранения, речь шла о пристройке к поликлинике №1, а здесь она не упомянута, неважно, кто администратор, деньги выделены или нет. Очень много жалоб идёт от жителей этого района» - сказал Мажит Шайдаров.
Манкараев К. ответил, что этот вопрос будет решаться в следующем году в рамках программы «Дорожная карта».
«В рамках комплексного плана планировалось построить 500 000 кв. м. жилья и 5 тысяч квартир, 7 школ и 10 пристроек к школам, 25 детских садов, 4 пожарных депо. Какая ситуация по заявленному арендному жилью, детским садам и школам. По строительству детских садов и школ должно было решиться в рамках ГЧП. Какая ситуация с жилищными сертификатами, в очереди почти 48 тысяч человек. Какая технология реализации доступного жилья. Это вопрос комплексный, мы сдаём в год 400 квартир, а можно увеличить количество до 1000 квартир» - спросил Илья Мещеряков.
Сарсенгалиев С. сказал, что по арендному жилью порядка 5 тысяч квартир всё идёт по плану. С августа начали сдавать, планируется до конца года решить этот вопрос.
«У нас установлен лимит, в этом году 414 жилищных сертификатов, также мы учеличили категорию получателей по Шаныраку, но люди не могут найти подходящее жильё» - сказал Сарсенгалиев С.
«Мы недавно посещали объекты ЧС, у вас предусмотрены средства на строительство пожарного депо в Ильинке. Много вопросов по действующим депо, состояние, подъездные пути, нет снабжения, не хватает объектов. Какие планы, расскажите» - спросил депутат Саят Батпенов .
Сарсенгалиев С. сказал, что строительство пожарного депо в Ильинке завершается, продолжается в Коктал, 28 улица, по инфраструктуре будут решать совместно с другими администраторами. Недавно прошло совещание с целью скоординировать действия администраторов.
«С управления регенерации вам передали Сарыбулак, соединение, осталось 50 метров, с июля все стоит. Вы технические документы изучали по Сарыбулаку, уровень его, насколько правильно сделали. Вы разрешили строить дорогу, всё стоит мёртвым грузом, ливнёвни не падают туда» - спросил Шибкенов З.Р.
«Там у подрядчиков в период карантина переболело всё руководство, потом сменилось. Мы выставляли им претензии, планировали обратиться в суд, но в октябре они начали работать. Да, есть вопросы по проектированию, он закрыл для частного сектора все отводы, мы прорабатываем этот вопрос, как качественно и грамотно его решить» - ответил Сарсенгалиев С.
«Ещё один вопрос, 23 школу завершаете это хорошо, а по 34 школе у меня воспрос, денег не хватает, как всегда. Лучше затратить 34 млн.тенге на 34 школу, чем 1,5 млрд. тенге тратить на снос. Непонятно, как пойдёт развитие этого района. А школу лучше в Кирпичном достроить» - сказал Шибкенов З.
«По программе 048 «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры окраин городов» в 2021 году предусмотрено 3 225 млн. тенге, мне непонятно здесь идёт о ФОК, я хотел бы уточнить - продолжение строительство 3 ФОК (ж.м. Ильинка, Ондирис, Железнодорожный), о каком продолжении строительства в Ильинке может идти речь, если, извините, там конь не валялся. Сколько конкурсов прошло, каковы перспективы, в упомянутом Железнодорожном какие перспективы. По общежитию для сотрудников, уже два года бьюсь, уже место выделили за 12 поликлиникой, снова не вижу здесь заложенных денег, давайте на ПСД заложим» - сказал Мирас Шекенов.
«В Ильинке завершается процедура конкурса, раза три провели, проблема в том, что это не один и тот же выигравший, а разные, иначе мы могли бы уже договариваться с поставщиком. Коктал и Ондирис уже строительство идёт. По врачам и учителям вопрос общежития решается, когда будут результаты по ПСД, мы будем запрашивать деньги» - ответил Сарсенгалиев С.
«Сегодня мы с Зауре Гинаятовной, представителями партии Нур Отан объезжали школы по воросу переуплотнённости. Вопрос по 53 школе, руководитель сказала, что строится школа по улице Майкаин, но она находится далеко от этой школы, поэтому не разгрузит её, там, в основном, частный сектор и строятся жилые комплексы из которых дети придут в эту школу, у меня вопрос, там есть долгострой на Сатпаева, каркас подняли, чей это долгострой, посомтрите, пожалуйста, может пристройку к школе сделать, чтобы разгрузить её» - сказала депутат Гульнара Данбаева.
Далее от управления жилья и жилищной инспекции выступила заместитель руководителя Светлана Пивоварова.
«Вопрос КСК у вас, сейчас по городу много собраний жильцов, непростой переход на новую форму управления кондоминимум. Какая там ситуация, есть ли какие-то проблемы, риски, недопонимания жителей, потому что все бьются за права, есть недоговорённсоти с действующими КСК. Какое количество денег вы заложили на снос жилья» - сказал Мещеряков И.
Заместитель руководителя ответила, что создаются онлайн группы, идёт разъяснительная работа, решение принято на законодательном уровне, соответственно его нужно выполнять. В рамках программы Нурлы жер 110 млн. тенге на снос 5 домов, но жильцы живут в своих домах, потому что ввод жилья до конца года. Последние три года деньги на снос не выделялись. Сейчас подготовлена документация на снос 5 домов.
«Выделяются ли из бюджета средства на создание ОСИ, при строительстве домов дольщиков работают КСК или сразу создаются ОСИ. Прошло два месяца после послания Президента, сейчас в домах, которые сданы или будут сдаваться сразу нужно создавать ОСИ. И здесь вы должны вести работу обязательно, это рекомендация» - сказал Аман Аюпов.
Мещеряков И. поддержал депутата Аюпова А.Б. и предложил, чтобы на одном из заседаний в следующем году был рассмотрен вопрос перехода от КСК в ОСИ. Летом-осенью будет остро стоять вопрос и нужно будет проводит публичные слушания, объезды, чтобы донести информацию до жителей.
Последним выступил руководитель управления контроля и качества городской среды Даулет Доскулов.
«Это новое управление, к которому очень много вопросов, связанных с МСБ, с животными, работой с ветслужбами, ТОО «Ветсервис», вам для того, чтобы контролировать и выполнять свои функции достаточно средств? Судя по бюджету половина денег уходит на сбор информации. Люди звонят в службу IKomek 109. У депутатов есть мнение, что на решение вопрросов, которые приходят от жителей, этих денег не хватает. Вы можете нам сказать, какие есть проблемные моменты, чтобы мы помогли вашему управлению улучшить оказание услуг, если не всех, то большей части» - спросил Мещеряков И.Н.
Доскулов Д.Б. согласился, что есть проблемные вопросы у них, как администраторов бюджетных программ, в частности, дополнительное финансирование ГККП «Ветсервис», где финансирование осуществляется по 2 бюджетным программам «Организация отлова и уничтожения бродячих собак и кошек» и «Проведение манипуляций в отношении домашних животных», на следующий год мы выйдем с просьбой о дополнительном финансировании на стерилизацию и кастрацию, как бездомных животных, так и домашних, чтобы повлиять на ситуацию по сокращению количества бездомных животных» - сказал выступающий .
«Это одна часть вопроса. У вас есть служба, на которую уходит 1 млрд. тенге, она собирает все проблемы для вас. Вы должны отрабатывать и закрывать их, либо самостоятельно, либо совместно с управлениями. Мы научились собирать вопросы, и диспетчиризировать тоже научились. Но, когда доходим до финального решения, все говорят, это не мы, это управление качества. То есть жаловаться нашли куда, а реализации нет. Через вас выделяется 1 млрд. тенге на службу, значит по всем вопросам мы должны спрашивать с вас. Куда вы тратите эти деньги. Вы говорите про технологические процессы и стерилизацию. У меня мнение, что расход не у того администратора, который занимается систематизацией, агрегацией всех этих проблем. Баланс решения вопросов. Здесь и кошки, собаки, животный мир. Я предлагаю, дайте нам картину из этих 2 млрд. тенге 50% реально уходит на сбор информации. Мы отдельно поговорим обо всех проблемах на заседании» - сказал Мещеряков И.
«Служба Ikomek занимается не только сбором, но и анализом, обработкой данных. Мы тратим деньги на зарплату, на работу этой системы, как я уже говорил, кроме сбора и анализа, система выдаёт рекомендации определённым структурам. У нас есть соответствующая платформа» - ответил Доскулов Д.
Манкараев К. отметил, что платформа есть, сопровождает её работу не так много людей. Кто-то написал и мы звоним, каждый диспетчер службы мобилен, может ответить на все вопросы.
Шекенов М.Е. поддержал Мещерякова И.Н., что у управления достаточно большой круг вопросов с животными.
Выступила руководитель службы Ikomek Дубирова Ж., которая сказала, что служба мониторит все обращения по всем вопросам жизнедеятельности города и остальные управления заинтересованы, они отрабатывают, если они будут нас финансировать, у них будет влияние на нас, у управления контроля и качества городской среды есть функции контроля и мониторинга, поэтому у них нет такого влияния на нас, у них нет заинтересованности, чтобы не отрабатывали обращения. Именно руководствуясь этой точкой зрения, функции были переданы им, чтобы не было конфликта интересов.
Мещеряков И. сказал, что в рамках борьбы с коррупцией и новым законодательством нужно обсудить этот вопрос. Он подготовит этот вопрос, коррупционные риски, отработка. Вопрос в том, если мы платим вам, значит с вас спрос за все проблемы города. Сейчас следует закрыть этот вопрос. Нужно подготовиться, чтобы на заседании обсудить, потому что на сегодня вы являетесь службой, которая должна коммуницировать.
«По жилым массивам очень много незаконного строительства, людям распродают комнаты в общежитии, а потом получается незаконное подключение к сетям» - отметил Мирас Шекенов.
Доскулов Д. сказал, что у них есть такая проблема, есть решение судов, при этом ответственность возложена на ответчиков, застройщиков, которые возвели незаконный объект. При этом судебные исполнители ничего сделать не могут, к штрафу привлекли, но он не выполняет решение суда, поэтому мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы на следующий год как истцы, мы можем произвести демонтаж по решению суда, но в последующем эти деньги взыскать с ответчика. Для этого нам нужно заложить соответствующую программу. Но есть вопросы технические, есть такие крупные объекты, возведённые из монолита, для сноса такого объекта необходим проект и смета на него, для того, чтобы проект обеспечивал безопасность при демонтаже. Зачастую застройщики этого сделать не могут.
Илья Мещеряков поблагодарил участников заседания и объявил, что по итогам обсуждения бюджета рассмотрены четыре управления. Постоянная комиссия по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства одобрила проект бюджета в разрезе данных администраторов и вынесла их на обсуждение совместного заседания комиссий маслихата.